skip to Main Content

аНАТОмия Грузии

О НАТО в Грузии заговорили ещё в 1989 году, тогда это был единственный шанс сохранить «единство» Грузии и «урезонить» взбунтовавшиеся республики. Но руководство альянса не обратило внимания на тогдашние аргументы с грузинской стороны о том, что свобода их государства находится якобы под угрозой. Стоит напомнить, что ещё одной немаловажной причиной сотрудничества с НАТО было и то, что грузинское руководство было очень недовольно поведением России в абхазском конфликте. Хотя согласно Гаагским конвенциям о мирном разрешении международных конфликтов от 1899 и 1907 годов, Россия является лишь третьей стороной в этом вопросе.

Результативное сближение Грузии с НАТО началось гораздо позже. Разговоры о Грузии как о республике в составе Североатлантического Союза начались уже при Эдуарде Шеварднадзе. Он и заявил первым в 2002 году на саммите НАТО в Праге о желании Грузии вступить в альянс.

Вопрос о присоединении республики уже тогда считался практически решенным. А в 2003 году у министерства иностранных дел Грузии не осталось ни малейших сомнений в возможности включения их республики в состав НАТО, при чем , в короткие сроки. Тогдашний заместитель министра обороны Грузии Гела Бежуашвили сообщил, что представителями НАТО были присланы вопросы, на которые грузинскому руководству необходимо ответить. По его словам, Грузия выполняет все условия, выдвинутые руководством Североатлантического союза, поэтому и имеет реальный шанс на вступление в него.

«Много чего изменилось в нашу пользу, и наверно, Грузия станет полноправным членом альянса», — говорит Бежуашвили.

Но по завершению визита в Грузию члены делегации Парламентской Ассамблеи НАТО объявили, что республике очень многого не достает до вступления в их альянс.

Маркус Мекель председатель подкомитета Ассамблеи по делам Центральной и Восточной Европы, объясняя общее решение, сказал: «Мы высоко ценим ваше стремление к объединению в НАТО и ЕС, но для этого необходимо проделать длинный путь. Сегодня пока не ясно, когда начнется новый этап расширения НАТО, и соответственно, не стоит на повестке дня принятие Грузии в альянс, но обстоятельства могут измениться в любое время»

Но, к сожалению, молодое руководство не учится на ошибках прежнего. И как не странно, даже не боится показаться голословным всему миру.

Именно поэтому молодой президент Грузии — М.Саакашвили — в июне этого года пообещал за ближайшие 5 лет восстановить территориальную целостность республики. При этом он заявил, что в Южной Осетии в скором времени произойдет тоже самое, что и в Аджарии. Но «революцию роз» в Осетии у него так и не получилось провести. Открытый подкуп президента непризнанной республики — Эдуарда Кокойты, подарки и всевозможные обещания с грузинской стороны не были приняты осетинами. Видно, поэтому Саакашвили разработал новый путь «завоевания» Южной Осетии — «тактику провокаций». Именно её он и использует по сей день. Но и это не приводит к желаемым результатам.

Перед стамбульским саммитом НАТО М.Саакашвили объявил о том, что Грузия будет входить в состав союза уже через несколько лет.

И вот снова повторяется ситуация полуторагодовалой давности, когда представители Североатлантического альянса сами говорят о том, что Грузия не готова к вступлению в НАТО.

Что же есть НАТО?

Хотелось бы сразу обратить внимание на то, что Североатлантический альянс имеет несколько отличительных черт. Первая из них, это то, что все союзники — страны-державы, такие как США, Великобритания, Канада, Франция и др. Второе же отличие НАТО в том, что этот блок даже в мирное время имеет постоянную военную базу, которая содержится на средства входящих в него государств. Можно привести в пример Америку, которая тратит 416 млрд. дол. в год на армию. Тут же возникает вопрос: под какое из вышеприведенных описаний подходит Грузия? Страна-держава или государство, способное выделять немалые средства на содержание объединенных вооруженных сил? Сегодня ни то, ни другое сказать о Грузии нельзя, так на что же она рассчитывает тогда?!

В Вашингтоне 4 апреля 1949 года был подписан Североатлантический договор, в котором все стороны подтверждали свое желание и готовность защищать свободу личности, обеспечивать стабильность и повышение уровня благосостояния в мире. В Уставе НАТО на тот момент насчитывалась 14 статей, в основе которых лежало обязательство — решение всех споров, конфликтов исключительно мирным путем.

В связи с окончанием «холодной войны» в Европе Североатлантическому союзу нужны были координальные изменения в стратегии поведения стран-союзниц. Именно поэтому в 1991 году была подписана Стратегическая концепция Североатлантического союза, в ней и нашли отражения требующиеся поправки. Но в мире постоянно происходят перемены в области политики, экономики, культуры, отношения к безопасности, тем более на рубеже ХХ-ХХI веков это очень хорошо заметно. Поэтому в 1999 году в Вашингтоне снова проходит заседание государств и правительств стран НАТО, где одобрение находит новая стратегическая концепция Североатлантического союза. В ней уже не 14 статей, а гораздо больше — 65.

Грузия и «новые каноны» НАТО

Начнем с того, что целью НАТО является «защита свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами». Безусловно, союз стремится к обеспечению стабильности, мира, справедливости путем соблюдения прав человека, основываясь при этом на демократических ценностях. Понятно, что конфликты, кризисы, террористические акты в странах, не входящих в НАТО, затрудняют эту задачу членов альянса. Ведь ситуация в других регионах так или иначе затрагивает и союзные государства.

За последние несколько лет Закавказский регион превзошел все ожидания по кризисам, внутренним разногласиям и вооруженным столкновениям. Грузия решала таким образом проблемы своей мнимой территориальной целостности, начав осуществлять «подрывную» деятельность спокойствия в сопредельных республиках. Сразу хотелось бы отметить, что непризнанными их считают только грузины. Вспоминается недавний конфликт в Аджарии, где было спровоцировано народное столкновение, и Южная Осетия, где до сих пор проводятся провокационные действия вопреки всем подписанным договорам.

Реакция НАТО на сегодняшнюю ситуацию в мире не может быть спокойной и нейтральной, так как подобная «холодность» будет расцениваться как противоречие основному принципу союза: содействие сохранению стабильности во всем мире.

Естественно, что в таких условиях вопрос о включении Грузии в состав НАТО даже не стоит. Тем не менее, руководство республики считает, что Грузия уже практически в составе Североатлантического союза.

Но существует огромное количество пунктов Устава ООН и Вашингтонского договора, в которых ясно прописаны не только цели, задачи НАТО, но и условия вступления в союз. Пока Грузии очень многое предстоит изменить в политическом и экономическом подходах к управлению государством.

Стоит напомнить, что основополагающим принципом деятельности Североатлантического альянса являются «совместные обязательства и сотрудничество суверенных стран по обеспечению неделимости безопасности всех его членов». Но как государство может гарантировать свое участие в защите безопасности других стран-союзников, раз само постоянно провоцирует военные столкновения на своих границах?! О какой надежности и доверии может идти речь с руководством республики, где ни одно подписанное соглашение не имеет правовой силы?! Демократические институты государства в лице власти, правоохранительных органов ведут себя настолько некорректно, что говорить о мирном урегулировании споров просто абсурдно. Достаточно напомнить случай с министром внутренних дел Грузии Ираклием Окруашвили. К его резким заявлениям о том, что он хочет то «расстрелять колонну российских миротворцев из всех огневых средств при появлении ее на грузинских позициях», то он предлагает А. Абашидзе выбрать «между судьбой Эдуарда Шеварднадзе (который добровольно ушел в отставку), участью румынского диктатора Николае Чаушеску, или избрать путь Левана Мамаладзе (бывшего губернатора региона Квемо-Картли, объявленного в розыск и бежавшего из Грузии)» все уже привыкли. Но недавно выяснилось, что он был причастен к пыткам, которым подвергся один из задержанных осетин. И такое происходит в государстве, которое готовится к вступлению в НАТО.

Если Грузия так хочет быть членом союза, то все территориальные споры, межнациональные конфликты, постоянное нарушение прав человека перечат этому желанию. НАТО не примет ни одно государство в свои ряды, которое способно подвергнуть сомнению мирную репутации самого альянса . К тому же Грузия должна тогда взять на себя ответственность, подобно другим европейским государствам-союзникам, за безопасность и оборону во имя мира, выделяя средства, ресурсы, силы для урегулирования отношений и избежание войны. А это фактически означает для Грузии навсегда потерять и Южную Осетию, и Абхазию.

Вступление в НАТО для Грузии — это не только помощь союзных стран в предполагаемой войне и материальная поддержка, но и требования, которые Грузия обязана выполнять в силу Вашингтонского договора. Одним из которых является совместное финансирование военной структуры НАТО. На сегодняшний день Грузия не в состоянии выделять средства на это, если США перестанет перечислять миллиарды долларов в грузинскую казну. Ещё одним важным условием является «многонациональность формирования» вооруженных сил. Уже не секрет, что некогда братские народы, являющиеся соседями: грузины, осетины и абхазы в силу неразумного, жестокого поведения грузинских руководителей, таких как Звияд Гамсахурдия, а теперь и Михаил Саакашвили, перестали относиться друг к другу с уважением и терпимостью. Забыть геноцид своего народа невозможно, тем более тогда, когда события сегодняшнего дня очень напоминают прошлое. Снова обстрелы, жертвы, угрозы. Всё это говорит о том, что Грузия не сможет рассчитывать на абхазов и осетин в формировании своей армии для НАТО. Следовательно, нужны ещё немалые средства для оплаты службы иностранцев. А денег нет, так как даже армия, находящаяся на попечении государства, находится в плачевном состоянии. Тоже самое касается и сотрудничества в области инфраструктуры, материально-технического обеспечения. Если западные страны откажутся вкладывать деньги в экономику, науку, культуру Грузии, то в ближайшее время государству не потянуть тех стандартов, которые предлагает НАТО в сфере планирования и подготовки военной техники, людей, материально-технического, медицинского обеспечения. Хотелось бы привести статистические данные о соотношении расходов в мире на страны НАТО. Итак: 56% всех военных расходов, 80% всех расходов на военную модернизацию и 90% всех расходов на НИОКР в мире. Эти средства выделяют страны-союзники. Военные расходы в 4, 5 раза превышают среднемировые, что позволяет тратить в среднем 100 тыс.дол. на одного солдата.

Нужна ли НАТО Грузия?

Опять же ссылаясь на основной документ НАТО — Вашингтонский договор — можно сказать, что Грузии помимо «стандартизирования» своей армии, следует и разрешить «свои международные споры, а также внутренние, в том числе этнические, конфликты только мирными средствами». Сейчас остро стоит проблема Южной Осетии для грузинского руководства. Продолжаются ночные обстрелы, провокации и нарушение все соглашений. Мы видим, как одно из основным требований НАТО Грузия не выполняет.

Также вступление Грузии в Североатлантический альянс зависит от развития энергетических и транзитных перспектив, которые в будущем должны будут обеспечить Запад энергией. Но кто станет вкладывать деньги в совместные проекты государства, в котором экономика была разрушена ещё в начале 90-х, а все инвестиции поступают из США? Правильно заметил, один из журналистов, Виктор Дяченко (from-ua.com): «в чем полезность Грузии для европейской экономики? Цитрусовые и вино успешно производят Испания и Греция, горы и пляжи у Европы есть свои, дешевая рабочая сила поставляется в избытке, а покупательская способность грузин явно оставляет желать лучшего…». Опять же, если взять данные за 2003 год, а в стране практически ничего не изменилось, то средняя стоимость «потребительской корзины» составляет для мужчин среднего возраста 128, 3 лари, для среднего пользователя — 112,6 лари и для средней семьи — 222,1 лари. Показатель среднего прожиточного минимума по сравнению с прошлым месяцем вырос на 1,4%, а за соответствующий период 2002 г. — на 51 % (данные из грузинских СМИ).

По данным Государственного департамента статистики в 2003 году на предприятиях, находящихся в государственной собственности заработная плата в среднем 120 лари. В бюджетных организациях — 75,7 лари. В негосударственных — 137,7 лари. И в иностранных — 244 лари. Но в последних двух видах предприятий, стоит заметить, работает всего лишь около 30 % . Эти данные касаются только Тбилиси. Конечно, в других районах Грузии зарплата гораздо ниже: в Ваке-Сабурталинского районе в среднем около 135 лари, а в Глдани-Надзаладевского районе — 55-70 лари («Свободная Грузия»).

Стоит задуматься, на сколько же все-таки реально вступление Грузии в НАТО. Но тут возникает вопрос: откуда у М. Саакашвили такая уверенность в завтрашнем дне?! За последние 10 лет Грузия получила больше 2 млрд.дол. от стран НАТО, но в то же время грузинские летчики из-за нехватки финансов занимаются тем, что сопровождают президента во время его зарубежных визитов. Но несмотря ни на что, например, Давид Тевзадзе считает, что к 2007 году Грузия все же сможет вступить в НАТО. В противовес ему в одной из передач Лев Ройтман (прим.авт.—старший комментатор РС, юрист, писатель) очень четко высказал свое мнение по этому поводу: «Позвольте заметить, Грузию в НАТО никогда никто не звал и, мало того, никогда никто не примет. И о вступлении в Европейский Союз, куда даже такие страны, как Словения, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Кипр до сих пор, уже после начала практических переговоров, подгонки своего законодательства, своей экономики, банковской практики к европейским нормам, все еще не могут вступить и, наверняка, в ближайшие два года не вступят. В Грузии сегодня об этом говорить всерьез может, мягко выражаясь, только очень неразумный человек. Вот, может быть, если бы не было этих вздорных разговоров в Грузии, может быть, и не произошло то, что случилось, и не надо было бы теперь становиться на колени вашей стране по отношению к северному соседу».

Согласно официальной статистике. Уровень безработицы в Грузии составляет 16%, но на самом деле этот показатель гораздо выше. По мнению же некоторых экспертов, реально уровень безработицы в стране достигает 30-40%, — пишет газета «Резонанси». При этом из работающих, только 1,2 % устроены по профессии.

Это говорит не только о полном упадке экономики, но и о низком уровне образования. Грузинское руководство озабочено сейчас вопросом вступления в НАТО, и поэтому все средства уходят на то, что бы вывести свою армию на должный уровень. На дошкольное и школьное образование не хватает финансирования, недостаточно учебников, устаревшие программы и многое другое. И это в городах. А в деревнях и селах дети не всегда могут получить даже среднее образование.

Хочется заметить, что по экономическим показателям за 2003 год Грузия попала в список самых коррумпированных и нищих стран.

Что готов НАТО дать Грузии?!

К сожалению, сегодня мало говорят о том, что же Грузия выиграет в итоге, получив статус страны-союзницы НАТО. Безусловно, это событие обрадует крайних националистов, приверженцев Саакашвили, и, конечно, бизнесменов, которые хотят нажиться на прибывших в Грузию американцах. Однако их не так уж и много, всего пара тысяч, и явно они не смогут прокормить всех грузин. Многие считают, что НАТО не принесет Грузии былого статуса и положения. Спикер Государственной думы РФ Геннадий Селезнев заявил в своем докладе на открытии XIX пленарного заседания МПА СНГ в Санкт-Петербурге, что «мы слышим много нравоучений со стороны грузинских коллег, критикующих наших миротворцев. Но мы ни разу не слышали, какие действия проводит исполнительная власть Грузии и ее парламент по укреплению государственности Грузии, ее экономики, борьбы с нищетой и безработицей».

Последнее время мы только и слышим о желании грузин вступить в Североатлантический союз. Президент Грузии М. Саакашвили основной целью своего пребывания на главенствующем посту объявил «вступление государства в состав НАТО», но почему-то не принял во внимание, что отношение к этому не совсем однозначно в Грузии. Например, лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили ещё в 2002 году журналистам «МК» ясно дал понять, что его партия выступает за нейтралитет Грузии, «чтобы на ее территории не было никаких иностранных баз — ни российских, ни натовских». А сопредседатель партии «Эртоба» («Единство») Александр Чачиа, в том же году, так охарактеризовал заявление тогдашнего президента Грузии, Шеварднадзе: «Вступление в НАТО в обозримом будущем для Грузии нереально, и такое заявление просто вызовет лишнее раздражение российского руководства. Это будет иметь негативные последствия для нашего народа».

Невозможность принятия Грузии в НАТО в ближайшие годы очевидна всем, у страны на сегодняшний день хватает более важных и серьёзных проблем, ждущих решения, нежели натовские стандарты и требования. За год правления Грузией Михаилом Саакашвили, народ так и не прочувствовал правильность своего выбора, не оправдалась и готовность грузин идти за молодым лидером к «процветанию» их страны. Сегодня уже многие поняли, что обещанное радужное будущее очень далеко. Примерно также далеко как и вступление Грузии в Североатлантический альянс.

Наталья Соколова

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск