skip to Main Content

Юрий Черненко. Об автомобиле №1 в России, о Владикавказе и о многом другом

«Это всё поисковые эскизы, некий Aurus будущего, — поясняет Юрий Черненко, когда я, тыча пальцем в плакаты на стене, интересуюсь, настоящие ли это автомобили. — Мы, дизайнеры, всегда должны двигаться вперед, и всегда работать над моделью следующего поколения».

Футуристический дизайн подобных автомашин пока что можно увидеть в каких-нибудь научно-фантастических фильмах или экшн-играх, по улицам такие чудо-изобретения пока еще не ездят.

«Но это пока», — уверяет мой собеседник.

Юрий Черненко — главный дизайнер автомобилей AURUS. Родился в г. Орджоникидзе в 1973 году. Мама Зоя родом из Одесской области, отец Алексей — кубанский казак, военный инженер. После окончания СШ №50 г. Владикавказа поступил в МАМИ — Московский авто-механический институт (ныне Московский политехнический университет). С 2011 года  — начальник управления дизайна ФГУП НАМИ. С 2018 года директор Центра Стиля ФГУП НАМИ.

Демонстрационный зал автомобилей НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт).
А вот и первый прототип машины будущего — беспилотный автомобиль. Всего собрали 4 образца, протестировали и, в принципе, они готовы для эксплуатации. Предназначены для перевозки 12 человек, но пока исключительно по закрытой территории (заводы, парки, аэропорты). К слову, такие мобили уже опробовали футбольные болельщики на Чемпионате мира в Казани. Маршрут метро-стадион был их первой открытой дорогой.

«Это реальность — будущее за беспилотным транспортом. Общественным точно. Думаю, пилотируемый транспорт останется только для избранных и только специализированный. Хотелось бы, чтобы это было не так — я сам люблю ездить за рулем, мне это нравится, но… машины нас поглотят однозначно, и в данном случае мне как дизайнеру важно, чтобы они выглядели красиво».

Дизайн первого самопилотируемого авто впечатляет и даже немного в духе современного микроавтобуса-капсулы без водительской кабины. Однако, как  пояснил руководитель отдела дизайна НАМИ, первоначально его облик  был еще оригинальней, не похожий ни на один другой. Но, как правило, в большинстве случаев полностью воплотить художественные фантазии не получается. 

Стиль автомобильной техники зависит от великого множества факторов. Во-первых, от заказчика и его видения продукта. Во-вторых, автомобиль — это не только рисунок, а еще и компоновка механических деталей — конструкторская команда, как правило, шлифует внешний облик под размеры и расположение внутреннего содержания, и, зачастую, от первоначального эскиза до конечного результата объект сильно видоизменяется. Такая же трансформация произошла и с президентским автомобилем Aurus.

Aurus — первый российский автомобильный бренд класса люкс. Первоначально на уровне разработки проект назывался «Кортеж». Сегодня Aurus — это целая серия автомобилей — седан, лимузин, внедорожник и микроавтобус. Кроме того, Aurus уже расширил свою линейку и представил собственный Business Jеt и вертолет, а в 2024 году готовятся презентовать и мотоцикл.
Производится отечественный автомобиль в Татарстане на отдельном заводе в Елабуге, а специальные версии AURUS производятся в Москве, в институте НАМИ.

«На старте проекта, на первых эскизах, мы создали футуристичную вещь, красивую в нашем понимании, и все эти эскизы были направлены наверх, сначала руководству института, потом в министерство. Кому-то дизайн понравился, кто-то сказал — это слишком, давайте что-то покласичнее, спокойнее. В результате, получилось тоже довольно неплохо, но не то, что рисовалось изначально».

Здесь же, в демонстрационном зале, и вся знаменитая серия автомобилей «Кортеж» — передовая разработка отечественного автопрома — четыре величественных и монументальных образца. Впечатления свои могу описать лишь возгласом «уау»! К сожалению, фотографировать в НАМИ запрещено, но поверьте — очень впечатляют. А ведь в целом проект «Кортеж для президента» — это воплощенная мечта молодых и талантливых дизайнеров, одним из которых был Юрий Черненко.

«Это была очевидная вещь — во всех нормальных странах первые лица ездят на отечественных машинах. А наш президент ездил на Mercedes, и было очень неприятно смотреть, когда сначала на инаугурацию, потом на празднование 9 мая он приезжал на машине побежденной когда-то страны. Оказалось, эту тему обсуждали и на более высоком уровне, так что все просто срослось».

Впервые глава государства использовал автомобиль AURUS в мае 2018 года. На нем он приехал на церемонию инаугурации. Тогда же пресс-секретарь главы Дмитрий Песков подчеркнул, что отечественный автомобиль Владимиру Владимировичу понравился и дальше он будет использовать его.

Срослось очень многое. Надо сказать, что к 2011 году деятельность научного центра НАМИ клонилась к закату — штат некогда крупного института был сильно урезан, большинство корпусов института арендовали коммерческие предприятия. И как раз среди этих арендаторов была группа молодых ребят, вчерашних студентов, которые создали свою небольшую фирму и занимались тюнингом автомобилей.

«В 90-е у многих появлялись шальные деньги. Они приходили к нам, говорили, допустим: «А вот я хочу БМВ переделать, чтобы это выглядело как 21-я Волга». Рисовали, показывали эскизы, клиент выбирал дизайн. Тогда мы всё делали еще руками — лепили из пластилина, снимали матрицы, выклеивали детали — компьютеров мало было, все делали вручную».

Переломным для научного центра стал 2011 год, когда его возглавил новый директор Максим Валерьевич Нагайцев. К нему и пришли эти молодые амбициозные ребята с разного рода идеями, одна из которых была «Кортеж». Проект подразумевал целую группу автомобилей, созданных на одной платформе, имеющих схожий облик, но с разными функциональными возможностями. В частности, это был Лимузин для Президента, короткие Седаны — для сопровождения лимузина, микроавтобус для охраны и мотоциклы — последние больше для эффекта. Для института, который был на грани окончательного развала, подобного рода смелые идеи как раз были необходимы. Когда стало ясно, что проект одобрен и нужно срочно приступать к его воплощению, ребят уговорили перейти работать в НАМИ и приступить к его реализации. Вместе с тем, начался поиск и привлечение к работе сохранившихся дизайнеров и конструкторов. Собирали их со всей России и даже из других стран — это оказались опытные и влюбленные в свое дело специалисты. Началась серьезная работа. Как оказалось, проект поднял из руин не только научный институт, но и всю автомобильную отрасль страны.

«Это на самом деле подвиг! Ведь, кроме амбициозности, у коллектива мало что было — все компетентные специалисты давно разбежались. А планка была поставлена высокая. Новый автомобиль должен быть и самый быстрый, и самый защищенный, и самый мощный. Естественно, по тем вопросам, по которым нужна была помощь, нам помогали зарубежные партнеры, но многие нам отказали, опасаясь санкций, поэтому проект развивался здесь — в России».

Пока искали опытных конструкторов команда дизайнеров смогла запустить работу и к началу 2014 года был создан полноразмерный движущийся прототип. Его представили президенту, но после одобрения понадобилось еще два года на доработки. Пришлось прибегнуть к помощи зарубежных гигантов автомобилестроения. Например, двигатель помогала разрабатывать фирма Porsche Engineering, подвеску и тормоза также помогли создать зарубежные партнеры. Но и российским специалистам самим многое удалось сделать. Уникальную коробку передач разработала российская компания «КАТЕ», которая имеет большой опыт и первоклассные разработки. С шинами тоже повезло найти талантливых специалистов.

«Бронированная машина тяжелая, шины нужны специальные — они должны легко нести большой вес и при этом быстро ездить, и, самое главное, в экстренных случаях не должны подвести. В мире только одна фирма выпускает такие шины — Michelin. Они делают такие для Rolls-Royce, для Mercedes. Мы, естественно, обратились к ним. А это же 2014-2015 года, уже пошли санкции, и они отказались сотрудничать. Что делать?! А у нас есть нижнекамский завод КАМА, который занимается шинами. Мы обратились к ним, и они разработали для нас защищенные шины. Испытания они прошли на отлично и по своим характеристикам ничем не хуже мишленовских».

Это был настоящий прорыв в отечественном автопроме. И, самое главное, автомобиль создавался полностью с нуля. Если сравнивать его с другими бронированными автомобилями, Aurus, по оценке тех, кто имел удовольствие на них поездить, лучше многих зарубежных аналогов.

И хотя внешний дизайн новой люксовой серии автомобилей в конечном итоге принял более классические очертания, нежели на первых эскизах, молодые специалисты не оставляют попыток создать футуристичную и инновационную модель Aurus.

«У нас часть команды постоянно работает над чем-то будущим. Даже без команды руководства. Просто потому, что дизайнеры — это авангард, это те, кто создает будущее».

Если в начале зарождения этого большого проекта штат отдела дизайна НАМИ составлял менее 10 человек, то сегодня их уже около 60. Это и макетчики, и 3D-моделлеры, и дизайнеры экстерьера и интерьера, и графические дизайнеры. Средний возраст сотрудников — старше 30-и лет.

«Я считаю, что мы самая сильная команда дизайнеров в России. Мы можем очень оперативно сделать какие-либо сложные вещи, мы их и делаем, как правило. Причем, о некоторых наших разработках люди даже не знают, просто потому что мы не имеем права выдавать профессиональные секреты».

В сентябре 2021 года Юрий Черненко как специалист-автодизайнер удостоен почетного членства в Российской Академии художеств. Академические регалии торжественно вручал президент РАХ Зураб Константинович Церетели.

«Во Владикавказе моя школа была на улице Церетели, и тут мне Церетели награду вручает (смеется). Знаково!»

Познакомились Зураб Константинович и Юрий Алексеевич во время маркетингового исследования, так называемого car clinic. Исследование представляет собой тестирование новых автомобилей при непосредственном участии автолюбителей-добровольцев. В данном случае, проверку проходил Aurus и не где нибудь, а во владениях РАХ. После этого мероприятия при неоценимой поддержке председателя Союза дизайнеров Андрея Леонидовича Бобыкина завязались теплые взаимоотношения между автомобильным дизайнером и скульптором, а также с коллегами из мира художественного искусства. Именно по приглашению Андрея Леонидовича Юрий Черненко начал активно принимать участие в мероприятиях, проводимых Академией и Союзом, проводить презентации и открытые лекции по теме автомобильного дизайна. За что и был удостоен звания «Почетный член Российской Академии художеств».

«Это очень серьезно, это очень ответственно, очень значительно. Естественно, я очень горжусь таким признанием, для меня это важный момент».

Именно на этом торжественном вечере присуждения состоялось еще одно знаковое знакомство — с Народным художником РСО — Алания, академиком РАХ Харитоном Ногаевым. И от Харитона Константиновича в редакции нашего сайта и узнали о Юрии Черненко.

«Я просто сидел рядом с Харитоном Константиновичем, его там тоже представляли, и когда объявили: «Северная Осетия», я сразу к нему: «Вы из Осетии? — Да. — И я тоже. Земляки!» Мне приятно бывает встречать своих».

Интересно, что супруга Юрия Виктория Ганночка тоже из Владикавказа и тоже закончила школу №50. Пока были живы родители Юрия Алексеевича, молодая семья часто посещала родной город, но после их ухода приезжать стало не к кому. Большая часть родственников со стороны главы семьи, в том числе и родной брат, проживают сейчас в Моздоке, поэтому ежегодные визиты к моздокским родственникам уже давно стали традицией семьи Черненко. А вот во Владикавказ приезжать так часто уже не получается.

«Я был во Владике в 1997 году, потом попал только в 2017-ом, решили с супругой экскурсию совершить по городу, в котором выросли. Остановились в гостинице «Планета Люкс», раньше она называлась «Кавказ», это рядом с Комсомольским парком — я мимо него в школу ходил каждый день… Немножко расстроило ощущение, что в детстве это был один город, у него были свои какие-то элементы, прелести, и было какое-то понимание, что проспект заканчивается кинотеатром «Октябрь». А сейчас нет кинотеатра «Октябрь». Центр города хорошо сделали, по европейскому стилю, фасады стали красивыми, но функционал изменился. Был «Детский мир», сейчас гостиница. В моей памяти это всё еще «Детский мир». Некоторые вещи не изменились — кинотеатр «Дружба», площадь такая же оживленная. Жили мы на Комсомольской, сейчас она называется улица академика Шегрена, там тоже практически ничего не изменилось, появились только новые дома. Комсомольский парк вообще не изменился, единственное, пока нас не было, рядом построили дворец спорта, который уже успел состариться. Мы с женой такие: «Какие мы старые стали! Мы отсюда уезжали — тут было футбольное поле, а сейчас уже разваливающийся Дворец спорта» (смеется).

Как и все владикавказские мальчишки конца 80-х годов, Юрий увлекался различными модными тогда восточными единоборствами, типа ушу и карате, но особо прочно спорт не вошел в его жизнь. Зато еще одна страсть — музыка  — осталась. Это даже сложно назвать увлечением семейным, посудите сами: глава семьи играет на гитаре, начинал в школьной рок-группе, жена закончила с отличием музыкальную школу, старший сын — победитель Дельфийских игр, прекрасно играет на фортепиано и синтезаторе, средний сын в свои 11 лет мастерски управляется с барабанами и активно участвует в конкурсах ударников.

«Он у нас увлекается роком, прогрессивным роком, джазом. На самом деле, современную музыку и старший не очень любит, он больше классикой увлекается, он не понимает Моргеншерна и подобных. Вообще, Северная Осетия — это место, где сошлись какие-то звезды, которые сделали жителей предрасположенными к музыке, классической, хорошей музыке. И это отражается на всех, кто оттуда родом. Точно что-то творческое у нас в генах есть».

Жена — Виктория Ганночка — врач-кардиолог-реаниматолог. В семье Черненко четверо детей — три сына и дочь, старшему 18 лет, младшему 2 года.

«Мы с женой по-осетински не разговариваем, не особо понимаем, но знаем десяток слов, классические какие-то словосочетания: — Куыдта да? — Дзабах. Или как начнем воспроизводить наше северо-осетинское радио: «Зынаргъ амбалтта, Цагат Ирыстоны радио..» — дети нас слушают, хлопают глазами — о чем вы сейчас говорите? Поговорим, поностальгируем. Очень здорово, когда есть общие воспоминания».

По своему характеру Юрий Черненко очень позитивный человек, а как известно, позитивные люди двигают вперед мир. Он умеет придумать, умеет увлечь, умеет убедить — о трудностях рассказывает так, как будто это всего лишь головоломка для мозга и решение всегда можно найти. Неудивительно, что его мечта создать автомобиль номер 1 в стране сбылась, мечта собрать лучшую команду специалистов тоже сбылась, мечта иметь большую и дружную семью — тоже. Потому что «завтра будет лучше, чем сегодня». А еще он большой романтик.

«Я считаю, что всем правит любовь. Убежден, что если ты делаешь хорошие дела, если ты хороший человек, то у тебя все будет хорошо».

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back To Top
×Close search
Поиск