skip to Main Content

В зоне действия Осетии

В газете «Столичность» издания АиФ существует рубрика «Между нациями». В ней рассказывается о народах России, проживающих в столице. В июньском выпуске речь была об осетинах.

Как потомки аланов покоряют Москву и мир.

Чуть более 30 лет назад исполком городского совета народных депутатов зарегистрировал Московское общество осетинской культуры «ФАРН», которое стало первой в истории столицы официальной организацией осетинского землячества.

— На самом деле нашему московскому землячеству не 30 лет, а гораздо больше, — говорит Умар Шавлохов, который с 1991 по 1996 г. возглавлял Московскую осетинскую общину, а сейчас является председателем комитета старейшин. — Когда в начале 60-х я приехал в столицу, поступив в МАИ, осетинская община уже существовала. Просто она не имела административного статуса. А что такое община? Это, прежде всего, общность людей, которые хотят встречаться со своими земляками, которые берегут традиции своего народа. Когда куда-то приезжаешь, первым делом ищешь своих. Вот так и я среди студентов начал искать осетин. А потом узнал об общине. Протянуть руку помощи, дать добрый совет, вместе отметить национальный праздник — всё это было тогда и осталось сейчас.

Рождённые с дирижёрской палочкой

Как потомки великих аланов попадают в Москву? Чаще всего приезжают учиться. Многие, получив диплом о высшем образовании, остаются здесь.

— Москва притягивает, здесь больше возможностей для профессиональной деятельности, — подключается к беседе исполнительный директор нацио­нально-культурной общественной организации «Московская осетинская община» Фатима Мерденова. — Среди инженеров, учёных, педагогов много осетин. А сколько у нас спортсменов и артистов! Вероника Дударова, Валерий Гергиев, Тимур Зан­гиев, Дана Муриева… Только одних дирижёров можно долго перечислять. На родине даже шутят, что в Осетии дети рождаются с дирижёрской палочкой.

Немало и известных медиков. Умар Евстафьевич вспоминает, что в 60–70-е гг. североосетинский мединститут входил в список лидирующих вузов страны. Поэтому его выпускников с удовольствием брали на работу в московские больницы и поликлиники.

— Врачевание, умение сопереживать, снять боль — это у нас в крови, — добавляет Фатима Юрьевна. — Я не ошибусь, если скажу, что практически в каждой осетинской семье есть врач.

В Совете общины, например, создан медицинский комитет. Раз в две недели наши медики собираются, решают какие-то практические вопросы. В год пандемии это было особенно актуально, потому что мы получали много звонков не только от наших земляков из Москвы, но и из Осетии. Профессиональная поддержка очень важна, в том числе и моральная. Прошлой весной и летом мы закупали медицинские средства защиты и отправляли их в больницы Северной и Южной Осетии.

Влияние мегаполиса

— Сколько осетин живёт в Москве и области?

— Полагаю, не менее 60 тыс. Радует, что много молодых семей, в том числе многодетных, — продолжает Фатима Юрьевна. — За примерами далеко ходить не надо: у нашего председателя Алана Абаева четверо детей, член Совета общины Заур Акоев после рождения двойни стал отцом уже пятерых. Есть семьи, где 6–7 ребятишек. Пожалуй, в самой республике многодетных встретишь реже, чем здесь, в Москве.

— Интернациональные семьи встречаются?

— Конечно. Для Осетии это нормально. У нас женятся и выходят замуж по любви, а не по национальной принадлежности. В нашей общине есть и немцы, и грузины, и русские. Изначально было установлено, что членом общины может стать любой человек, который принимает нашу культуру. И хочу заметить, что именно не осетины по крови с огромной заинтересованностью изучают нашу культуру, традиции и даже язык.

— Какой он, московский осетин?

— Он более мобильный, чем его земляк, живущий в республике. Конечно, мегаполис оказывает влияние. Парни и девушки, которые приехали сюда на учёбу, серьёзны и старательны. Для них важно хорошо учиться, чтобы не подвести свои семьи. Те,кто остаётся в Москве на постоянное жительство, увлечены своей работой.

Двери не закрываются

Адрес землячества — ул. Новослободская, д. 34/2, — известен каждому осетину. За тот час, что я провела в общине, двери не успевали закрываться: постоянно приходили-уходили молодые люди.

— В основном это наши студенты-первокурсники, — смеётся Фатима. — Их человек по 50–60 может разом собраться. Они сюда бегут по любому поводу, потому что ещё очень скучают по дому. Поговорить со старшими, да просто чаю попить с пирожным – это для них очень важно. И для нас тоже. Мы здесь все очень привязаны друг к другу. В таком огромном городе мы как одна большая семья.

Газета «Столичность» от 22. 06.2021
Автор: Ирина Дмитриева

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск