skip to Main Content

Марат Гацалов стал обладателем премии «Золотая маска»

Режиссер Марат Гацалов стал дважды лауреатом высшей театральной премии России – «Золотая маска». В 2010 году Марат получил Золотую маску за спектакль «Жизнь удалась», а в этом году, поставленный им в городе Прокопьевске, спектакль «Экспонаты» получил – «Приз критики». Прокопьевский драмтеатр стал первым театром Кузбасса, получившим эту престижную премию.

— Церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая Маска» проходила в Москве в Гостином Дворе. Там присутствовали директор Прокопьевского драмтеатра заслуженный работник культуры России Людмила Купцова и главный режиссёр театра Марат Гацалов. Получая награду, Людмила Купцова сказала, что посвящает эту победу всем кузбассовцам и Прокопьевску, который в этом году отмечает восьмидесятилетие. А Марат Гацалов в ответном слове поблагодарил губернатора Амана Тулеева за поддержку театра, — рассказали в покопьевском драмтеатре.

Читателям сайта old.iriston.ru предлагаем посмотреть видео с награждения, а также цитаты из солидных СМИ:

Газета «Российская газета» 18.04.2011 г.

Приз критики достался спектаклю “Экспонаты” из Прокопьевска. И потому, что актеры поразили свободой. И потому, что режиссер Марат Гацалов создал с художником особое место, где гипернатурализм переходит в современное экспозиционное пространство. И просто потому, что в маленьком городке под Кемерово стал возможным такой вызов – обществу и самим себе.

Газета «Московские новости» 18.04.2011 г.

Обычно, комментируя подобное «столичное» распределение призов, у нас принимаются отпевать провинциальные театры, в присутствии великих не имеющие шансов на награду. Некоторые даже предлагают создать отдельную, провинциальную, театральную премию. Ответом на эти еще не прозвучавшие, но уже заготовленные инвективы стала на этот раз премия критики, которую принято считать самой продвинутой, рассчитанной не на результат, а на перспективу. Критическую «Маску» получил театр из крошечного города Прокопьевска Кемеровской области за свежий спектакль молодого режиссера Марата Гацалова по «новодрамной» пьесе Вячеслава Дурненкова «Экспонаты», о том, как вот такой же маленький город столичные бизнесмены решили превратить в город-музей, а из жителей сделать живых экспонатов.

 

Газета «Известия» 18.04.2011 г.

Надо сказать, что список режиссеров выглядел в этом году прямо-таки комически длинным. В него попали разом Фоменко, Гинкас, Туминас, Эренбург и, например, Михаил Теплицкий, поставивший обаятельный спектакль по Шолом-Алейхему “Главное забыл”. Того простого обстоятельства, что удачные спектакли иногда рождаются на свет вне выдающейся режиссуры, эксперты явно не учли.

Именно к таким случаям можно отнести прошедшие в Москве на ура “Экспонаты” из далекого маленького Прокопьевска. Они так поразили некоторых членов жюри свежестью и живостью интонации, что представление из Прокопьевска всерьез рассматривали как соперника работ Фоменко и Карбаускиса. В итоге оно получило приз критики. Трудно сказать, кто поставил этот спектакль – молодой и явно способный Марат Гацалов или обстоятельства места и времени (пьеса Вячеслава Дурненкова “Экспонаты” рисует ту российскую провинцию, органичной частью которой являются артисты театра). Но так или иначе он действительно украсил фестивальную программу. Благодаря призу критики, оказались отмечены провинция и молодая режиссура.

 

Газета «Коммерсант» – 12.04.2011 г.

Молодые режиссеры из столиц принесли успех и в театры, которые вообще никогда прежде не участвовали в фестивале. Справедливости ради надо сказать, что Марат Гацалов поставил “Экспонаты” Вячеслава Дурненкова в Прокопьевском драматическом театре в статусе главного режиссера, но не думаю, что отъезд одного из самых многообещающих режиссеров поколения 30-летних в Кузбасс — стратегия жизни. Скорее, самопроверка и охота к приключениям. Его пытливость и любопытство видны в спектакле: современная комедия “Экспонаты” разворачивается у Марата Гацалова в своеобразном музее провинциального быта. Перед началом зрители должны надеть войлочные тапочки и пройти к своим местам через сцену с экспонатами — старыми телевизорами, посудой, магнитофонами, мебелью. Героям остроумной пьесы Дурненкова предложено стать экспонатами этакого русского провинциального Диснейленда, но и сами прокопьевские актеры на сцене московского Центра Мейерхольда смотрелись своеобразными “экспонатами” из другой реальности: такой неподдельной органики при изображении простонародья из русской глуши ни одной московской труппе и не снилось.

На этом фестивальная история прокопьевских «Экспонатов» не закончена. В мае этот спектакль примет участие в международном театральном конкурсе «Радуга», который состоится в Санкт-Петербурге.

Спектакли молодого режиссера Марата Гацалова уже были показаны во многих российских городах, и хотелось бы надеяться, что театральная общественность и зрители Осетии будут тоже иметь, возможность познакомиться с творчеством талантливого российского режиссера и нашего земляка!

Ссылки:
«Известия» 18.04.2011- http://www.izvestia.ru/culture/article3154194/
«Российская газета» 18.04.2011 – http://www.rg.ru/2011/04/18/maska.html
«Московские новости» 18.04.2011- http://mn.ru/newspaper_culture/20110418/301137270.html
«Взгляд» – интервью 18.04.2011 http://vz.ru/culture/2011/4/18/484628.html

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск