skip to Main Content

Интервью с Валерием Каболовым

Выложенный на эксклюзивных условиях для сайта Осрадио фильм Акима Салбиева «Согласие» и публикации о создании юго-осетинской диаспоры, а следом и дублёра Московской осетинской общины, привели нас к Валерию Каболову, который согласился ответить на наши вопросы.

Корреспондент: – Как Вы можете прокомментировать упрёк Отца Георгия в адрес Московской осетинской общины в фильме Акима Салбиева «Согласие»?

В. Каболов: – Отца Георгия нужно понять. В нем говорит досада за то, что нет средств на воссоздание Храма. Это действительно прискорбно. И эту досаду я разделяю.

Корреспондент: – Отец Георгий говорит, что община приписывает себе заслуги в строительстве Храма, говорит, что вложила уже 90 млн. в это дело. На самом деле это люди несут свою последнюю копейку.

В. Каболов: – Община – это и есть люди, которые несут свою последнюю, или не последнюю копейку, или рубль, или миллионы рублей.
Такие люди как А. Тотоонов, И. Кесаев, С. Кациев, В. Туганов, И. Дзуцев, З. Макиев, Т. Танделов и многие другие, внесли на это дело не один миллион рублей. Нам будет сложно убеждать их продолжить помощь после тех слов, которые прозвучали.

В подтексте звучит не слово «община», а Совет общины. На самом деле в Совете общины никаких денег нет. Совет обращается ко всем московским осетинам, в т.ч. и адресно, с просьбой об оказании помощи Храму, и люди эту помощь оказывают.

Деньги эти идут не через общину, а напрямую в Храм, и конкретные суммы мы узнаём уже из Храма. Сумма в 90 млн. рублей нам известна от отца Георгия, а также из списка жертвователей, составленных старостой Храма.

Корреспондент: – Батюшка говорит, что люди растут без бога, без благодарности, что нужно ставить во главе людей богобоязненных и боголюбивых. Вы согласны с этим?

В. Каболов: – Московская община формируется по национальному признаку. В её составе осетины, которые придерживаются православной веры, ислама и традиционной осетинской религии. В Совет общины входят представители всех трёх религиозных направлений. Есть и атеисты. Думаю, что это правильно.

В Совете есть человек, который является ответственным за Аланское подворье. Это Таймураз Танделов. Он действительно богобоязненный и боголюбивый православный человек.

Корреспондент: – Какие религиозные взгляды у Вас, Валерий Владимирович?

В. Каболов: – Я осетин, и вера у меня осетинская. Я молюсь так, как молился мой отец, дед, прадед, как мои далёкие предки.

Корреспондент: – Можно ли назвать эту веру языческой?

В. Каболов: – Такого слова в осетинском языке нет. Мы называем нашу религию «ирон дин».

Корреспондент: – Может быть в этом причина малого внимания к православному Храму со стороны Совета общины?

В. Каболов: – Это не правда. Не уверен, что помощь православных осетин в воссоздании Храма значительнее, чем остальных. А. Тотоонов, К.Кокоев, Т. Сабаев, К. Лакути являются мусульманами, а их пожертвования наиболее значительны.
Для московских осетин Аланское подворье имеет не столько религиозное значение, сколько национальное. И для меня национальная составляющая имеет большее значение, чем религиозная.

Корреспондент: – Олег Кудухов назвал сторонников Московской осетинскй общины «Каболовцами». Как Вы относитесь к этому?

В. Каболов: – Мне, конечно, это льстит, но думаю, что Кудухов меня переоценивает. Моя роль более скромна в Московской общине.
Председатель общины не формирует идеологию и, тем более не является вожаком осетин. Он лишь организует работу Совета и претворяет в жизнь его решения.
Я не Чапаев, не Котовский (хоть причёской на него похож), и даже не Махно. Я просто один из осетин, которому люди доверили ответственную общественную нагрузку.

Корреспондент: – А за что Вы не жалуете Акима Салбиева?

В. Каболов: – Восторга у меня этот персонаж не вызывает из-за его фильма «Одиннадцать писем к Богу». Такое мог снять только человек, который ненавидит осетин.

Корреспондент: – Что он хотел сказать фильмом «Согласие»? Какое впечатление производит эта работа?

В. Каболов: – Несчастный настоятель Храма с миру по нитке собирает последние крохи прихожан и силами гастарбайтеров, рассуждающих о единстве всех религий, воссоздаёт церковь, а все его заслуги присваивают коварные члены Московской осетинской общины. Примерно такой сюжет.
Дешёвые трюки, которые автор использует для достижения поставленной цели, видны невооруженным взглядом. Чего стоит сцена, где на фоне церковных песнопений, демонстрируют ухмыляющиеся лица рабочих – азиатов. В целом картина не представляет собой никакой художественной ценности, впрочем, как и всё «творчество» нашего «Федерико Феллини».

Корреспондент: – На своём сайте Олег Кудухов продвигает идею создания юго-осетинской диаспоры в Северной Осетии, с дальнейшим распространением этой идеи на всю территорию России. Вы поддерживаете эту идею?

В. Каболов: – Диаспору нельзя создать. Она существует независимо от желания моего или Кудухова. Можно организовать общественную организацию, которая работает в интересах диаспоры, или общины, кому как больше нравится. Не будем углубляться в тонкости терминологии.
Идея создания такой организации принадлежит не Кудухову. Впервые она была озвучена Медоевым. Полагаю, что они могут зарегистрировать такую общественную организацию, которая будет представлять южных осетин в России. Несколько человек будут имитировать мнение диаспоры, на публичных мероприятиях их лидер будет стоять рядом с Послом и говорить нужные послу слова.
Когда посла заменят на другого, и новый не найдет общего языка с руководителем диаспоры, то создадут ещё одну.
Любая общественная организация должна опираться на общество, отражать его интересы в целом, и каждого из членов в отдельности. Делать это нужно на протяжении всей жизни.
Не существует такого этноса – южные осетины. Есть осетины, которые живут в Осетии. Для меня это единый народ и единая территория. И если юридически эта территория поделена на юг и на север, первый из которых, является субъектом международного права, а второй – субъектом федерации в составе Российского государства, то для меня это лишь формальность, создающая нашему народу дополнительные преференции.

Корреспондент: – Почему в таком случае, как пишет Кудухов, в Совете московской осетинской общины только один выходец из Южной Осетии – это Гоча Дзасохов?

В. Каболов: – Гоча Дзасохов, является выходцем из Грузии, где, как Вам известно, проживает не мало этнических осетин. Из Южной Осетии переехали в Москву, здесь осели, достойно себя зарекомендовали и были избраны в состав Совета Габараев Шамиль Иванович, Гаглоев Леонид Исаакович, Елдзаров Пётр Елиозович, Танделов Таймураз Татушович, Тедеев Дзамболат Ильич, Цховребов Автондил Васильевич, Цховребов Эдуард Александрович.
Есть ещё осетины, чья фамилия происходит исторически с территории Южной Осетии, но сами они долгое время жили и приехали в Москву из Узбекистана – Гатеев Валерий Цараевич, Грузии – Газзаев Давид Отарович, Азербайджана – Елдзаров Гурам Елиозович, Северной Осетии – Харебов Константин Валерьевич.
Каких-либо квот в составе Совета нет. Происходит такое случайно. Эти люди живут среди осетин по-осетински – общаются, дружат, помогают, участвуют, как мы говорим и в радости и в горе.
Кудухова в Совет не избрали. И это не случайно. Он держится в стороне. Я единожды встречался с этим человеком. В одной из своих статей он изливал желчь по поводу награждения Валерия Гергиева. Тогда я ему сказал, что у нас остался единственный колодец, в который ещё никто не плюнул, а ты восполнил этот пробел. Очень неприятный осадок оставила эта встреча от приличного и образованного на вид, до краёв наполненного желчью и злого на весь белый свет, человека.

Корреспондент: – Сайт Осрадио опубликовал информацию о создании параллельной с общиной организации, под руководством Тристана Джуссоева – Московский Аланский общественный центр. Как Вы относитесь к этой идее?

В. Каболов: – «Московская осетинская община» – национально-культурная общественная организация, которая не мною создана, не мною будет и ликвидирована.
Создание каких-либо параллельных структур не несёт пользы. Если не нравится работа существующей организации, то её нужно вместе улучшать.
Организация Тристана Джуссоева, о которой Вы говорите, мне лично ранее не была известна. После публикации я нашёл сайт Московского Аланского общественного центра и прочитал имеющуюся там информацию из первоисточника. Как я понял, они и не пытаются дублировать общину.
Более того, в разделе «Услуги» приведён целый перечень видов деятельности, который имеет отношение к бизнесу.
Хочу обратить внимание на два пункта:
1. Коммерческая и общественная виды деятельности не должны пересекаться. Это плохо пахнет. Использовать для коммерческой деятельности такое громкое название, как «Московский Аланский Общественный Центр» недопустимо.
2. Некоторые имена из состава Президиума и Совета общества мне известны. Я разговаривал с ними. Оказалось, что они попали в списки без их согласия.

Корреспондент: – Что Вы можете посоветовать Тристану Джуссоеву:

В. Каболов: –
1. Переименовать организацию, не используя слова «общественный» и «Аланский».
2. Исключить из списков своих руководящих органов лиц, не давших своего согласия участвовать в обозначенной организации.
3. Исправить на сайте все орфографические и стилистические ошибки. Если он с отличием окончил среднюю школу и с красным дипломом институт, то ему это сделать будет легко.

Корреспондент: – Тогда ещё совет для Акима Салбиева, пожалуйста?

В. Каболов: –
1. Публично признать, что сценарий к фильму «Одиннадцать писем к богу» переписан с другого, не имеющего никакого отношения к осетинам. Уничтожить все экземпляры фильма и покаяться перед старшими.
2. Никогда не заниматься творчеством, имеющим отношение к осетинской тематике.

Корреспондент: – В итоге, совет для Олега Кудухова?

В. Каболов: – Во время нашей первой и единственной встречи я дал ему совет думать о том, что он пишет, и писать о том, что он знает. Олег не внял моим советам. Добавить к ранее сказанному мне нечего.

Заур Дзуцев

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск