skip to Main Content

Амага Готти: о классике, авангарде и планах на будущее

Ирина Готоева (творческое имя – Амага Готти) – Заслуженная артистка Северной и Южной Осетии, обладательница редкого голоса, называемого драматическим сопрано. Выпускница Московской академии, она сразу заявила о себе как вдумчивый и страстный исполнитель технически сложных, эмоционально напряженных партий. 

Главная особенность вокального искусства Ирины Готоевой в том, что она всегда остается собой и старается развивать в себе исключительно то, что глубинно присуще ее своеобразному таланту.

– Самые значимые события в Вашей профессиональной карьере?

Я с большим трепетом отношусь к каждому мероприятию, поэтому каждый концерт для меня важен. Первые шаги в профессиональной карьере сделала, будучи студенткой колледжа, выступив на юбилее Валерия Абисаловича Гергиева. Особое значение для меня имеет поездка в Милан. За этот период мне многое удалось сделать. Помимо всего, принимала участие в разных проектах. Особенно мне запомнилось участие в проекте «Дни Осетинской культуры в Европе». Уже 2 года подряд выезжаю с нашими именитыми художниками. Моей большой мечтой было дать концерт в Осетии. И вот, после поездки в Милан, состоялись концерты в Северной и Южной Осетии. На Родине принимали очень тепло и восторженно

– Что бы Вы сказали об атмосфере в разных залах?

Все зависит от исполнителя. Артист должен найти индивидуальный подход к публике. Надо, наверное, обладать определенной энергетикой, чтобы завоевывать любовь и внимание слушателя. Зритель должен верить в твою искренность, переживания, верить каждому слову, жесту. Я все больше раскрываюсь и у нас уже образовался некий тандем со зрителем. Что в Осетии, что за пределами. Пела в Варшаве, Венгрии, Стамбуле. Все эмоции передаю через гениальные произведения Великих классиков, и даже искушенная Европейская публика поддерживает меня.

– Я знаю, что, например, в Европе есть только 2 вида сопрано: меццо и колоратурное. А у вас драматическое сопрано. Почему, с чем это связано?

Да, именно так. В Европе нет подобных делений. А драматическое потому, что связано это с тембром и характером голоса. Оно довольно редкое. Это что-то между колоратурным и меццо-сопрано. Внутреннее состояние также отображается на тембре . Подобными голосами обладали такие певицы, как Димитрова, Бриджит Нильсон, Мария Гулегина.

– Наверное это сложный вопрос, но…как повлиял конфликт в ЮО на Вашу жизнь? Что изменилось после войны?

Естественно, я очень переживала. Сказалось это на всем. Много близких людей потеряла. К сожалению, я не в силах что-либо изменить. Со временем поняла, что единственное, в чем могу помочь – это в культуре. Я люблю свой народ. Каждый приезд в Осетию не обходится без встреч с молодежью, детьми, взрослыми, и, конечно же, с нашим уважаемым президентом… обсуждаем планы на будущее и просто беседуем на приятные темы. Не хочется возвращаться к прошлому, говорить о войне, а думать о хорошем, и идти вперед, ведь мысли материализуются.

– Кто из композиторов Вам ближе всего по духу?

Все композиторы Великие! А вообще, очень люблю Берга, Брамса, непревзойденного Вагнера, Штрауса, Пучини, Верди, Масканьи, Бизе, Сен-Санс. Люблю инструментальную музыку Шумана, Шуберта, Шопена. В общем, так можно до следующего дня перечислять. Заговорив о Шопене, вспомнила кое-что. В Польше, в парке им. Шопена очень часто проводят открытые концерты. Лучшие пианисты съезжаются со всего мира и исполняют Шопена.Хочется, чтобы подобное было и в Осетии. Народ должен знать своих композиторов. Нельзя не назвать такие имена, как Илья Габараев, которого, между прочим, сравнивали с Вагнером. У нас целая плеяда талантливейших композиторов: Христофор Плиев, Феликс Алборов. Очень нравится музыка Ацамаза Макоева. Он даже обещал мне передать романсы. Вот, жду (улыбается)

– На кого из героев опер, по Вашему мнению, Вы похожи?

Я бы не сказала, что похожа на какую-то конкретную героиню. Каждый артист должен полностью перевоплощаться и вживаться в роль. Вообще, нравится Кармен – это сильная женщина, Абигайль – воинственная. Лучше получаются подобные роли. Мне говорят, что я даже внешне без грима похожа на Аиду.

– Ну, с такой внешностью можно и Клеопатру сыграть.

– Может быть…(смеется).
Недавно встречалась с композитором, дирижером Венского филармонического оркестра Александром Викуловым. Он, послушав «моего» Вагнера, дал прекрасное резюме. Сказал, что надо немного поработать над стилем и что я могу быть прекрасной вагнеровской певицей. Сейчас мы работаем над «Изольдой», Ортруд из «Лоэнгрин». Когда слушаю Вагнера, испытываю некий подъем… Думаю, через год заявлю о себе как о вагнеровской певице.

– Каково это- выходить на сцену?

Это большая ответственность. Можно сказать, что за кулисами одна жизнь, на сцене другая. Перед концертами всегда испытываю волнение, но даже это приятно. Когда выходишь на сцену, забываешь обо всем. Нет ничего, кроме тебя и героев, чью судьбу ты переживаешь на данный момент. Это здорово, вести диалог со зрителем, делиться эмоциями.
Чичелия Бартоли говорила, что редко живет обычной жизнью. Ее полностью поглощают эти образы, персонажи. Это хорошо. Я считаю, что мало просто хорошо петь. Надо изучать историю, музыку. Иногда я посещаю музеи, чтобы понять, что хотел показать художник. Копирую образы, взгляд.

– Через какие трудности пришлось пройти, чтобы стать оперной певицей?

И сейчас прохожу. Сейчас стало еще сложнее. Ведь ты всегда на виду, на слуху. Это большая ответственность. Ведь один неровный шаг и ты можешь потерять любовь зрителя. Я поняла, что зрителю нужна всегда искренность и любовь.

– У Вас есть какой-нибудь секрет успеха?

Певцов хороших много, но не всем удается достичь желаемого результата. Мне повезло, наверное, с голосом, тембром. При этом, я много работаю.

-«Ирина Готоева обладает прекрасным по тембру драм-сопрано, хорошим природным дыханием, яркой внешностью и темпераментом. Если ее профессиональная судьба сложится удачно (а это во многом зависит от нее самой), Ирина Готоева станет заметным явлением на российской и зарубежной вокальной сцене».
М.А.Аркадьев, заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения, работал с такими певцами как Д. Хворостовский, М. Гелегина

– А как относитесь к современной музыке? Сейчас множество течений, направлений. Один из них, например, авангард.

Если честно, не понимаю подобную музыку. Видимо не доросла. Это эпоха новой музыки, нового времени! Подобное переживали все классики. Может со временем, для меня в частности, станет нормой слушать подобные сочинения. А вообще, я не принимаю современные постановки некоторых шедевров. Классика будет жить всегда, как бы не пытались ее, скажем так, осквернить. В принципе, было бы интересно попробовать себя в новом амплуа, но пока не могу.
Из современных композиторов хотелось бы отметить Жанну Плиеву. У нее необычное сочетание национального колорита и современной музыки. Несколько лет назад мне удалось послушать «Sospesso»-что означает «недосказанное». Это нечто мистическое! Потрясающая музыка! Ее музыка проникает в глубины человеческой души и не оставляет равнодушным.

– Есть какой-нибудь интересный проект, в котором бы Вам хотелось принять участие?

Да, многое интересно. Нестандартный проект был в Варшаве. Я являлась представителем одной из малочисленных наций. Пела в рамках политического форума в Королевском зале на 5 языках: осетинском, русском, итальянском, английском, немецком. Для них было ново, что на форуме пели. Министр иностранных дел Лавров поздравил министра Южной Осетии Давида Санакоева в лице Амаги Готти, что на высоком уровне представила Республику. После чего меня пригласил наш президент Тибилов. Было очень приятно. И сейчас не останавливаюсь. Работаю.
18 января был съезд осетин в Стамбуле. Выехала с представителями нашего руководства, именитыми художниками. Хочется выразить огромную благодарность организации «Возрождение», Родиону Пухаеву –товарищу из Бельгии. Именно он является инициатором «Дней культуры Осетии». Уже второй раз мне удалось сотрудничать с этим замечательным человеком. Он многое делает для народа Осетии. Так же для меня большая честь в третий раз быть членом жюри на конкурсе Российских исполнителей, проходящего в Алании «Kavkaz-vagion». Новый отбор будет в мае. Положение конкурса я уже отправила в Северную и Южную Осетию, так что я буду рада представить нашу талантливую молодежь на конкурсе. Это далеко не все. Хотелось бы пару слов сказать о проекте, о существовании которого я узнала совсем недавно. Это объединение молодых композиторов «Резонанс- 12», в рамках которого ребята создали свой оркестр. Сказать, что они все талантливы – значит не сказать ничего. Мы решили объединить наши усилия, и, надеюсь, из этого выйдет что-нибудь интересное. А пока ребята пишут музыку, делают обработки и готовятся к презентации.

– Какие планы на будущее?

Работать, работать, работать. В частности – над Вагнером, стилями. Планирую выйти на Европейскую сцену. Но я хочу, чтобы в Европе меня знали как осетинскую оперную певицу. У нас есть такие Великие люди, в лице которых знают нашу Республику – В.А.Гергиев, Т.Сохиев, Адырхаева…Это уже школа, классическая школа. Ну в чем мы не преуспели, скажите мне? В рок музыке идем вперед, в рэпе тоже. Единственное, в эстрадной музыке что-то надо менять. Но, надеюсь, что со временем и в этом мы выйдем на достойный уровень.

 

Материал Аланы Таказовой

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск