skip to Main Content

Аланский след славян

Вы когда-нибудь увлекались чтением словаря? Начинаешь листать и уже невозможно остановиться – все время попадается интересное слово, значение, объяснение. Каждое отражает знания народа, культуру, историю, духовную составляющую. Иногда можно наткнуться на крайне любопытное толкование. Хотим обратить ваше внимание на одно из них.

Славяне = по очень вѣроятному мнѣнiю кн. М.А. Оболенскаго, алане, выходцы изъ Индiи, происходившiе отъ племени Iафетова, у которыхъ цари назывались россами. Отсюда тѣ алане, которые управлялись царями, назывались “россъ”; тѣ же алане, которые управлялись народными старшинами назывались просто аланами. А такъ какъ библейскiе магогиты, равно какъ и алане, происходили отъ одного и того же колѣна Iафетова, обитали вѣ одной и той же мѣстности, – предѣлахъ Кавказа, имѣли у себя царей, именовавшихся россами; то очевидно, какъ магогиты, такъ и алане – одинъ и тотъ же народъ, который по своему культу богинѣ славѣ, назывался слава-аланами, славлянами, славянами. Алане пользовались огромною извѣстностiю въ Азiи; они извѣстны были даже лѣтописцамъ китайскимъ. Одна частъ аланъ осталась на прежнихъ своихъ мѣстахъ на Кавказѣ, на берегах Каспiйскаго моря, въ той мѣстности, гдѣ нынѣ находится г. Петровскъ; другая распространилась далѣе и заселила степи между Дономъ и Днепромъ, водворилась по берегамъ Азовскаго моря и заняла весь Крымскiй полуостровъ, который, въ память прежняго поселенiя аланъ на Кавказѣ, въ воспоминанiе древней ихъ родины, около Каспiйскихъ горъ Тавра, и названъ былъ Тавридою. Такое заселенiе этого полуострова аланами совершилось задолго до возникновенiя у грековъ мысли объ основанiи на Таврическомъ полуостровѣ ихъ колонiй для производства столь выгоднаго для нихъ тогра съ тавро-скиөами. При вышеуказанномъ распространенiи аланъ, мы видимъ ихъ подъ тремя различными названiями: тавро-аланъ, россъ-аланъ и аланъ. Славяне управлялись своими племенитыми мужами съ царемъ и родом его во главѣ их, руссами;по этимъ славянским правителямъ и земли, занятыя славянами, назывались Русью. Такое названiе сохранялось за этими землями еще до Р.Х., какъ мы видимъ из древнѣйшей географiи Скиөiи, оставленной намъ Городотомъ. Вотъ что мы находимъ у него объ этомъ предметѣ: “Седьмая рѣка Герросъ впадаетъ въ Борисөенъ (Днѣпръ) въ томъ мѣстѣ, до котораго Борисөенъ судоходенъ (извѣстенъ), и отъ этого мѣста, гдѣ она впадаетъ, вся страна называется землею Роса, по теченiю (Борисөена) въ море, которымъ (теченiем) онъ раздѣляетъ страну кочевниковъ отъ страны царских скиөовъ, до впаденiя въ него Гипакриса”. (См. Ислѣд. и замѣт. по русск. и слав. древн. кн. Оболенскаго, стр. 18-19)”.

Источник: Полный церковно-славянскiй словарь Г. Дьяченко, М. 1900 г. (стр. 614)

www.slavdict.narod.ru/index.htm

Об авторе:

Григорий Михайлович Дьяченко (1850 — 2 декабря 1903) — священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей, богослов.

Родился в 1850 году в Витебской губернии в семье диакона. В 1877 году окончил Московскую духовную академию. В 1885 году был рукоположен во иерея. В том же году защитил магистерскую диссертацию на тему «О приготовлении рода человеческого к принятию христианства». Был удостоен степени магистра богословия. В 1899 году был возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем московской церкви святого Трифона. Имел репутацию талантливого проповедника.

 

О книге:

Полный церковно-славянскiй словарь Г. Дьяченко – cамый полный старо-славянский и церковно-славянский словарь. Объяснено более 30.000 слов. Содержит в себе объяснения малопонятных слов и оборотов, встречающихся в церковно-славянских и древне-русских рукописях и книгах, а именно; 1) священно-библейских книгах Ветхаго и Новаго Завета; 2) церковно-богослужебных, напр., Октоих, триодь, минеях, часослове, псалтире, молитвослове, требнике, ирмологии, типикона и проч.; 3) духовно-поучительных, напр., в прологе, патерике, ч.-минеях, творениях св. отцов, словах, беседах, поучениях, посланиях и проч.; 4) церковно-канонических и т. п. книгах древней духовной как переводной, так и самобытной письменности, а также 5) в памятниках светской древне-русской письменности, как то: летописях, изборниках, судных грамотах, уложениях, договорах, былинах, песнях, пословицах и др. поэтических и прозаических произведениях древне-русской письменности, начиная с X до XVIII вв. включительно.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск