skip to Main Content

К 85-летию ансамбля «Симд»

Юго-Осетинский Государственный ансамбль песни и танца «Симд» им. Б.А.Галати готовится к торжественному мероприятию в честь 85-летнего юбилея творческого коллектива. К этой знаменательной дате мы подготовили для читателей отрывки из истории легендарного коллектива, архивные фото и видео.

Из воспоминаний Медеи Гугутишвили, заслуженной артистки ГССР, солистки ансамбля «Симд».

«– Вы что, на роликах? — спросили девушки-француженки через переводчика, подойдя к нам после выступления во время гастролей во Франции.
– Нет, — ответила я.
Рядом стоящие танцовщицы и я — мы тут же приподняли подолы своих платьев, чтобы француженки убедились в этом.
– Как это возможно? Как вы так плавно ходите? — с изумлением на лице спросили они.
Мы показали удивлённым девушкам на пальцах схему и рисунок движения, чередование шагов при танце, которые и дают плавность и ощущение того, что девушка плывёт».


Медея Гугутишвили пришла в ансамбль «Симд» сразу же по окончании десятилетки Цхинвальской школы № 2. Классный руководитель юной девочки Ленгиор Гусов руководил ещё и школьным хором и ансамблем аккордеонистов. Вместе с аккордеонистами проходили репетиции школьного ансамбля танцев, куда Медея ходила с 10 лет.

«Мне казалось, что я танцевала как все — посредственно, но Ленгиор Георгиевич после одной из репетиций в утвердительной форме сказал мне: „Медея, ты пойдёшь в ансамбль“».

Без пяти минут выпускница тогда и не думала связать свою жизнь с хореографией. Наверное, больше из страха ——солистки ансамбля казались какими-то неземными существами, куда, по мнению девочки, дотянуться могут не все, в том числе и она сама.

Уже после окончания школы случайная встреча с Ленгиором Георгиевичем на театральной площади решила её судьбу.

«Он поинтересовался, сходила ли я в „Симд“? Я ответила, что нет. Тогда он практически за руку завёл меня в „Симд“ — ансамбль как раз находился в здании театра на площади».

Руководителем и главным балетмейстером ансамбля на тот момент был Хазби Гаглоев. Хазби как раз и был первым учителем танцев Медеи.

«Я привёл вам девушку, которая будет у вас ведущей танцовщицей» — сказал Ленгиор. В этот момент я по своей неопытности подумала — «как же я буду ведущей, если я ниже ростом присутствующих на репетиции девушек?!» Тогда мне казалось, что ведущая — это самая высокая и стоящая впереди».

Так попала в ансамбль одна из самых ярких и талантливых солисток «Симда» Медея Гугутишвили.

А вот Майя Четион (заслуженная артистка Южной Осетии и Абхазии) сама выбрала свою дорогу — окончив школу и детско-юношескую танцевальную студию в Ксани, она поступила в Тбилисское хореографическое училище. Окончив его в 1980 г. Майя приехала в Цхинвал и начала работать в «Симде». Любимому делу и любимому ансамблю она отдала 20 лет.

С первых дней работы в «Симд»-е Майя параллельно начала заниматься ещё и с детьми — вела хореографические кружки во Дворце пионеров, Лицее искусств и Цхинвальской школе №2 . Сегодня она возглавляет танцевальную школу-студию при министерстве культуры РЮО. Майя Четион воспитала не одно поколение детей, влюблённых в национальный танец.

«Я стараюсь растить достойную замену и вкладываю в них весь свой накопленный профессиональный опыт», — говорит Майя.

По воспоминаниям Майи, «Симд» 1980-х был огромным коллективом из 70 человек — это были мужской и женский хор, оркестр национальных инструментов, мужская и женская танцевальные группы. Ансамбль объездил с гастролями весь Союз, выезжал в Йемен, Францию, Германию, Бельгию, в Иорданию, на Кипр.

Особенно отчётливо Майя помнит свою первую генеральную репетицию перед гастролями по Северному Кавказ:

«Нам назначили генеральную репетицию с хором и оркестром и мы начали с молодёжного танца (постановка Аслана Кабисова). Это было такое фантастическое звучание — оркестр и красивейшие голоса, это было так впечатляюще, что трудно описать словами. Я настолько растрогалась, что у меня потекли слёзы.
Аслан Кабисов увидел, что я плачу и, видимо, подумав, что меня, новенькую, кто-то невзначай обидел, спросил: «Почему ты плачешь?» В тот момент я даже не смогла объяснить причину, но это было чувство гордости за свой народ — его красоту музыкального и вокального исполнения. Эта репетиция для меня стала самой незабываемой».

У ансамбля за год по плану было 130 концертов. Давались они по понедельникам. Зрительный зал никогда не был даже на половину пустым — жители города никогда не пропускали эти концерты.

«Периодически я задавалась вопросом, не надоедает ли им каждый подельник смотреть нас. Уже потом, с годами я поняла, насколько они любили «Симд». Жаль, что сегодня в «Симд»-е представлен только мужской хор. В республике есть и оркестр национальных музыкальных инструментов и женский хор, но они работают отдельно. Почему бы не объединить всех, как раньше?! Я уверена, что ностальгия по старому «Симд»-у не только у меня, а у многих, если не у всех».

Ностальгию по «Симд»-у испытывает и дочь солиста — заслуженного артиста ГССР, народного артиста РЮО и Абхазии — Аслана Кабисова Лана.

«Отец рассказывал, как, будучи учеником младших классов, сидя на уроках, тихо танцевал ногами под партой и мечтал быстрее побежать в свою студию при ансамбле — так сильно он любил хореографию», — вспоминает Лана.

Аслан родился в Ленинграде в 1940 году, когда его родители Григорий Кабисов и Александра Плиева были ещё студентами театрального института им. Луначарского. Закончив учёбу, родители вернулись на Родину — в Южную Осетию. Отец начал работать в Юго-Осетинском Государственном театре им. Коста Хетагурова режиссёром, а потом и главным режиссёром. Александра была рядом — работала там же, в театре, помощником главного режиссёра. Аслан практически вырос в театре и, естественно, театральная среда не могла не сказаться на выборе будущей профессии танцора.

В 10 лет мальчик поступил в детскую танцевальную студию при государственном ансамбле песни и танца «Симд», а в 15 лет его уже перевели в основной состав. В 1958 г. Аслан поступает в Тбилисское хореографическое училище.

В 1960 г. во время студенческой Олимпиады Аслан исполнил осетинский танец. Одним из членов жюри был Илья Сухишвили. Танец так его впечатлил, что он пригласил молодого танцора в Государственный академический ансамбль танца Грузии.

Знаменитый прыжок Аcлана Кабисова, который никто больше не делал. Лондон, перед зданием Концертного зала «Альберт холл», 1969 г.

Для молодого парня началась яркая и поистине фантастическая творческая жизнь — ему довелось побывать в 40 странах мира, от Канады до Австралии и Новой Зеландии. Он наблюдал и изучал народные танцы, собирая по миру богатый фольклорный материал. Это дало ему возможность существенно расширить репертуар ансамбля представления о танцевальном мире планетарного масштаба.

В 1979 г., отработав на сцене почти 20 лет, Аслан Кабисов ушёл из академического ансамбля Грузии на пенсию. Заслужив всевозможные почётные звания и дипломы, став лауреатом многих международных престижных конкурсов, он вернулся в родной Цхинвал и в течение долгого времени работал главным балетмейстером, а потом и художественным руководителем «Симд» им. Б.А.Галати, где когда-то начиналось его триумфальное восхождение к вершинам хореографического искусства. Вместе с ансамблем Аслан вновь объездил все уголки нашей необъятной страны.

Кабисов очень внимательно следил за развитием самодеятельных коллективов Южной Осетии, помогал им в постановках танцев. В 1989 г. он открыл собственную школу-студию осетинского танца «Ирон кафт», где одновременно занимались около 300 детей. Сегодня многие ученики Кабисова работают в танцевальных коллективах Кавказа и Северного Кавказа.

«Аслан Григорьевич всю свою жизнь отдал искусству. Им было поставлено много красивых танцевальных номеров, например, „Молодёжный“, „танец Пастухов“, „Чепена“ и многие другие. Он очень ответственно относился к своей профессии» — рассказывает Лана Кабисова.

Ещё одна прима-танцовщица «Симда» Жанна Санакоева сегодня является одновременно и балетмейстером и действующей артисткой ансамбля. Она окончила хореографическую школу-студию, проучившись у Мэлса Шавлохова восемь лет. После школы Жанна уехала во Владикавказ учиться в колледже культуры — филиале Краснодарской академии искусств по направлению хореографии. Окончив колледж с красным дипломом, она вернулась в Цхинвал. На тот момент руководителем «Симд»-а был Биченов Геннадий. Он пригласил Жанну в ансамбль.

«Я не собиралась работать в „Симд“-е, думала: „побуду немного, пройду летнюю практику и потом уеду“. У меня было много предложений за пределами Южной Осетии, мне прилагали кроме всего заняться педагогической деятельностью. И конечно, мечты звали далеко — мне было интересно посмотреть и поучиться там — дальше, за пределами Осетии. Но поработав здесь, я поняла — это моё! „Симд“ — это отдельная планета, когда ты попадаешь сюда, тебя либо затягивает с головой в искусство, либо ты уходишь и находишь себя в другом», — делится Жанна.

Сегодня молодым уже сложно такое представить, но много лет танцоры ансамбля держались, можно сказать, на голой инициативе. В условиях перманентной войны с южным соседом танцоры-парни по ночам были в ополчении, а днём прибегали и продолжали свою работу. Иногда без света, тепла, элементарных условий, но жаловаться было некому — весь народ выживал. Все они пронесли в своём сердце эту неизменную удивительную любовь к танцу, любовь к традициям родного народа, любовь к традициям ансамбля.

«За то время, что я работала было много художественных руководителей. Каждый из них пытался представить своё видение танца, но как бы они ни старались усовершенствовать танец, как бы не хотели его стилизовать, всё-таки „Симд“ это всё отшелушивает и оставляет корень. И то же самое с костюмами — мы не имеем право трогать орнамент и видоизменять его. Орнамент передаёт нашу древнюю историю, наши традиции, характер верования, нашу неповторимость», — Жанна Санакоева.

Ещё одно великое имя, связанное с «Симд»-ом — Мэлс Шавлохов. В возрасте девяти лет родители отдали его в детскую студию танца при государственном ансамбле «Симд». Именно с этим коллективом он впервые вышел на сцену, и именно здесь же после окончания школы он начал работать хореографом-постановщиком.

Мэлс Шавлохов стал ближе к своей мечте, поступив на балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1970-м году молодой специалист и вернулся в родную Осетию и сразу же оказался в одном из центров осетинской культуры — Государственном ансамбле «Симд», который в те годы находился на пике своего творческого развития. Однако и Шавлохов смог привнести в его работу много нового и неординарного. Художественный руководитель и главный балетмейстер «Симд»-а, он параллельно преподавал спецдисциплины на различных факультетах Цхинвальского музыкального училища, щедро делился секретами профессионального мастерства с подрастающим поколением, работая балетмейстером и в Доме пионеров. Знания и опыт Мэлса Мухтаровича были востребованы и в театральном искусстве. В разные годы он выступал постановщиком танцев целого ряда спектаклей родного театра. Драмы Владимира Ванеева «Аланты ус-паддзах Зарина», «Хилачы фидар», комедия «Шахматтæ», драма Михаила Гучмазова «Фыдæлты уæзæг», драма Геора Хугаева «Сау нымæт» — это лишь несколько постановок из огромного перечня, которые украсил мастерский почерк балетмейстера Шавлохова.

Ещё одним важным и, пожалуй, самым весомым вкладом Мэлса Мухтаровича являются его исследовательские работы, которые вышли в свет отдельными книгами и брошюрами. «Осетинские народные танцы», «Об осетинской хореографии», «Осетинский танец и танцевальный коллектив» — любая из этих работ может служить пособием для хореографов и хореографических коллективов.

Отдельными книгами и брошюрами вышли его исследования о жизни и деятельности выдающегося деятеля искусств, члена Союза художников СССР Таурбека (Тата) Гаглоева, народного артиста РЮО Фёдора Харебати, легендарного танцора Владимира Хетагурова, гениального художника, основоположника осетинской художественной школы Махарбека Туганова, видного осетинского хореографа Заурбега Бирагова и других знаковых имён осетинской национальной культуры.

К сожалению, годы военного напряжения не прошли бесследно — многие достойные танцоры были вынуждены покинуть ансамбль. В какой-то период ансамбль прекратил свою работу из-за отсутствия зала. Наступил застой. И слава Богу, умереть такому достоянию как «Симд» не дали — усилиями Геннадия Биченова работа возобновилась.

Сейчас в республике наблюдается взлёт хореографии, практически в каждой школе есть кружки, при Юго-Осетинском Государственном Университете есть свой ансамбль, открыто много студий, в которых припадают дипломированные профессионалы. Сегодня у «Симд»-а появилась возможность выбирать себе молодые кадры из перспективной и талантливой молодёжи.

6 декабря в Госдрамтеатре ансамбль «Симд» представит новую программу с яркими и запоминающимися номерами.

«Репертуар ансамбля пополнился новыми постановками, комбинациями и трюковыми номерами. Репетиции коллектива проходят ежедневно. Артисты с утра до вечера работают над своим мастерством, оттачивая каждое движение до совершенства», — рассказала агентству «Рес» пресс-секретарь ансамбля Стелла Бязрова.

По её словам, в масштабном мероприятии примут участие артисты ансамбля разных поколений.

«Подарок к юбилею готовит также мужской хор ансамбля. Артисты представят премьеру композиции Тимура Харебова на слова поэта Мераба Зассеева», — отметила она.

Ирина Яновская

 

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск