skip to Main Content

Аслан Дзиов: «Кроме разнообразия цветов захотелось убрать и фон, убрать фактуру, пространство, материальность и прийти к абсолютному примитиву и аскетизму»

В творческой мастерской художника Аслана Дзиова даже самые обыденные вещи вроде дверной ручки выглядят как современные арт-объекты, рядом с которыми останавливаешься и начинаешь разглядываешь со всех сторон. Старые чугунные утюги на стенах, вырезанные вручную самим Асланом треногие табуреты, черно-белые фотографии родственников, стеллажи с книгами и множество бутыльков с загадочной подписью «Здоровый сон». В мастерской, кажется, найдётся все, что пожелает душа, но совсем не видно картин. Ни одной! «Где вы их прячете?» — спрашиваю у Аслана?

«В кладовке! (смеётся) Все художники по-разному работают, я совсем не люблю хаос, мне нравится пустота. И сами работы я делаю очень быстро, поэтому их редко можно тут застать».

«Кладовка» находится тут же, в многоквартирном доме на Кырджалийской, прямо напротив мастерской. Тут уже 20 лет располагаются творческие мастерские живописцев, скульпторов и графиков, специально для них государство спроектировало весь 6-ой этаж. Помимо Аслана тут творят и создают много интересного ещё более 12 художников.

Из кладовки первой художник достаёт свою дипломную работу. Признаётся, показывает специально, чтобы показать от чего когда-то захотелось уйти.

«Для себя понял, что живопись предполагает очень много случайностей. Ты можешь даже до конца не понимать, к какому результату придёшь.
Я хотел работать по-другому. Мне больше нравится аскетизм, упорядоченность, такой японский подход, поэтому пришёл к графике. Очень мало художников с мужским взглядом, которые умеют изначально структурировать серьёзную работу.

Когда я вижу, что художник работает с 2–3 цветами, это вызывает у меня уважение. Цвет — очень сильное пластическое средство, которое может отвлекать от сути. А мне ещё кроме разнообразия цветов захотелось убрать и фон, убрать фактуру, пространство, материальность и прийти к абсолютному примитиву и аскетизму».

Помимо графики Аслан около 10 лет занимается резьбой по дереву. Создаёт дизайнерские изделия для дома и быта. Говорит, даже нигде не пришлось обучаться, пришло всё само.

«Каждый осетин умеет работать с деревом. У нас врожденноe острое чувство формы, наши предки жили среди гор и мы умеем видеть фактуру, поэтому и вся утварь у нас очень скульптурная. Это очень медитативное ремесло, мне нравится этим заниматься».

В целом к осетинской культуре Аслан Дзиов относится очень трепетно. В его работах часто находят отражения национальные мотивы:

«Я уже сколько лет воюю с нашими историками, археологами, из-за того, что они не создают „бренд“ из нашей культуры. Может „бренд“ и звучит грубо, но объясню, что я в это вкладываю.
Осетинская культура — это не только пироги. У нас очень много интересного, ведь наши предки кочевники, которые объездили почти всю Европу и много чего видели. Они почерпнули всё лучшее отовсюду, но при этом сохранили свою самобытность.
Мне кажется, помимо пирогов, стоит больше говорить про уважительнейшее отношение осетин к женщинами, про наш Нарсткий эпос и многое другое…»

Благодаря творчеству Аслана с осетинской культурой знакомятся и жители и других стран. Недавно его работы выставлялись на втором международном фестивале искусств «Dennitsa» в Берлине. Аслан Дзиов стал победителем этого фестиваля в номинации «Графика».

Совсем скоро увидеть работы Аслана Дзиова смогут и жители Санкт-Петербурга. 21 сентября в Мариинском театре состоится открытие его персональной выставки, на которой представят около 25 работ.

 Организовать ее получилось совершенно спонтанно, поэтому и подготовка идёт на скорую руку: «Я подбираю работы так, чтобы они гармонировали между собой и были в одном стиле», — признаётся художник.

Ирина Боцоева

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск