skip to Main Content

3 февраля исполнилось бы 83 года Хаджисмелу Варзиеву

Блестящему хореографу, танцору, первому в Осетии дипломированному балетмейстеру-постановщику, Заслуженному деятелю искусств РФ, Народному артисту РСО–А Хаджисмелу Варзиеву 3 февраля исполнилось бы 83 года. Хаджисмел Петрович стал реформатором народного осетинского танца, основоположником школы балетного искусства в Северной Осетии.

В 1968 году его приняли в основной состав ансамбля песни и танца Северной Осетии, в то время не имевшего названия. Это он, Хаджисмел Варзиев, настоял и добился, чтобы его преобразовали в Государственный ансамбль песни и танца «Алан».

 

Творческая биография Хаджисмела Варзиева полна событий. Талант, красивая внешность, горящие глаза – его не могли не замечать. Во время прохождения стажировки в Госансамбле народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, не имея целевого направления от республики, Хаджисмел Варзиев поступает в ГИТИС. В обход правилам министерства образования, ректор ГИТИСа Горбунов, выслушав мнение коллег, принял беспрецедентное решение – принять за явный талант, одарённость и неординарные способности при сдаче вступительных экзаменов.

В престижном вузе страны безмерно довольны студентом. А тем временем приходят письма от министерства культуры СОАССР с просьбой направить студента Варзиева в госансамбль песни и танца для работы с хореографической группой и для усовершенствования репертуара перед ответственными гастролями. Направление было оформлено, в формате студенческой практики молодой Варзиев начинает готовить ансамбль.

На втором курсе Хаджисмелу Варзиеву доверили готовить ансамбль к гастролям, посвящённым дням Северной Осетии в Ленинграде. В этом же году Варзиев инициировал реорганизацию госансамбля песни и танца в Государственный ансамбль народного танца «Алан». Будучи студентом третьего курса, он становится главным балетмейстером и начинает готовить ансамбль к гастрольному турне по городам Средней Азии и Казахстана. Затем другие престижные фестивали и концерты, в том числе международные, которые приносили славу коллективу. За период учебы в ГИТИСе Хаджисмел Варзиев провёл знаковые реформы в хореографическом и балетмейстерском искусстве.

На протяжении многих лет Хаджисмел Варзиев работал с различными театрами республики в качестве балетмейстера-постановщика, осуществлял хореографические зарисовки в составе спектаклей, которые пользовались большим успехом у зрителей, высоко оценивались критиками, профессиональными театральными драматургами. Спектакли «Цола», «Чермен», «Фатима», «Азау» и «Таймураз» – эта лишь малая часть работ, которые навсегда золотыми буквами вписаны в историю осетинского искусства.

Хаджисмел Варзиев был большим патриотом своей республики. Не было ничего важней родной культуры. Он смело высказывал идеи, делал замечания, критиковал. У него было только одно желание – сохранить и оставить потомкам неповторимую народную осетинскую хореографию.

Вся жизнь Хаджисмела Варзиева была посвящена служению искусству. Его имя будет жить пока живет осетинское хореографическое искусство. Вот и сегодня человека, горящего в танце, воспевают в стихах дети, с которыми были связаны его заветные желания.

Варзиев оставил наследие, которое сегодня позволяет развивать искусство балетмейстера, мастерство исполнителя и компетентность зрителя. Дело мастера сегодня с успехом продолжает его сын Сослан Варзиев, основавший и возглавляющий в Москве Центр развития культуры и спорта «Лаборатория Варзиева», а также хореографическую мастерскую им. Хаджисмела Варзиева.

Григорий Заславский, ректор ГИТИС: «Он реформировал и изменил само представление о народном танце Северной Осетии. И сегодняшнее представление о республике во всем мире во многом складывается благодаря этой уникальной пластике, сложившейся под влиянием таланта Хаджисмела Варзиева».

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск