skip to Main Content

«Меня будут помнить не только родные»

Вчера жители Матвеева Кургана и всей Ростовской области прощались с одним из последних ветеранов Великой Отечественной войны, выходцем из Осетии Николаем Габеевым. Об этом сообщил первый заместитель председателя Парламента РСО—А Александр Тотоонов.

«Николаю Михайловичу было 95 лет. Он до последних дней был воплощением невероятного жизнелюбия, наполненным энергией добра, заботы о завтрашнем дне и думами об идущих следом поколениях.
В бытность своих активных поездок в Донецкую и Луганскую области мне посчастливилось познакомиться с этим выдающимся земляком. И он не просто повлиял на меня с точки зрения свойственной этому поколению любовью к своей родной земле, но и своим искрометным юмором, остроумием, мудростью, свойственным библейским старцам», — рассказал Александр Тотоонов.

Несколько лет назад Александр Тотоонов, услышав о том, что ветеран из Осетии создал в своем доме в поселке Матвеев Курган Ростовской области настоящий музей войны, посетил земляка, привезя с собой несколько ценных артефактов.

Каждый день с 9 утра Николай Габеев принимал посетителей в своем музее. Вход для всех бесплатный. Как и экскурсия, которую Николай Габеев проводил для каждого посетителя сам. По экспозиции и по страницам своей памяти.

«Музей потребовал от меня значительных физических и духовных сил, и немало денежных средств понадобилось на оформление. Но не жалею! Идут люди — и стар, и млад. Приходят по одному и целыми группами, коллективами, семьями. Приезжают из других городов. Мне нечего стыдиться за прожитые годы. Наоборот, есть чем гордиться. Думаю, что меня не забудут не только родные и близкие, но и многие другие люди, с кем довелось встречаться, общаться, работать, испытывая судьбу и все явления времени», — говорил Николай Михайлович.

Николай Габеев родился в Алагире, о котором до последних дней вспоминал с трепетом: «Ни с чем не сравним горный воздух Алагирского ущелья, он просто целебный, как и родники. В каждом дворе был свой пусть небольшой садик. Никаких химикатов не нужно было, даже мух не было. Премьер-министру Великобритании Черчиллю доставляли из Осетии яблоки. А за алагирскими грушами приезжали москвичи и ленинградцы», — рассказывал ветеран.

Детство Николая Михайловича было трудным. Отец содержал небольшое хозяйство — пара лошадей, бороны, плуг. От земли и кормились. Николай был старшем из семерых детей, поэтому и работы ему доставалось больше остальных.

«Времена были нелегкие. Голод. Спасало то, что в Алагире еще до революции бельгийцы основали рудники по добыче свинца. По нашей улице как раз и проходила узкоколейная железная дорога. По ней руду доставляли во Владикавказ. Рудник позволял местным жителям подрабатывать. Не лентяи, а таких в нашей семье не было, худо-бедно сводили концы с концами», — вспоминал Николай Михайлович.

В Алагире он окончил среднюю школу. А после решил осуществить детскую мечту стать летчиком и пошел в аэроклуб. А после аэроклуба — прямая дорога в Краснодарскую школу пилотов и истребителей. Война и разрушила его мечты о небе.

Николай Михайлович прошел всю войну. От Кубани до Ирана. Воевал в Крыму и Заполярье. Несмотря на тяжелое ранение в 1943 году, возглавлял маршевую роту Среднеазиатского военного округа. А день Победы встретил в Нальчике. После войны вернулся в Осетию, Садонский райвоенкомат направил Габеева заместителем директора Комбината рудоуправления. Затем — снова служба. Военная база в Гремихе, Пятигорск, Гомель. Почти всегда — с подпиской о неразглашении.

А когда комиссовали, ветеран приехал в Ростовскую область.

«У меня две родины, — говорил Николай Габеев, — Осетия, где родился, и Матвеев Курган, где пригодился».

В Ростовской области он пошел работать в «Сельхозтранс», которым впоследствии руководил более 30 лет, был удостоен орденом Трудового Красного знамени и стал Почетным гражданином поселка Матвеев Курган.

Александр Тотоонов неоднократно навещал Николая Габеева во время пребывания в Ростовской области. Каждый визит становился для ветерана праздником. Экспонатам, подаренным сенатором, Николай Михайлович выделил отдельный стенд и с особым вниманием делился с гостями историей их появления.

«Жаль, что трудности последнего времени и позднее известие о кончине Николая Михайловича помешали быть в эти дни среди сотен людей, которые пришли его проводить в последний путь. Но я уверен, что мы в числе десятков или сотен тысяч тех, кто признателен таким, как Николай Габеев, известным и безымянным героям этой страшной войны, подарившим нам не только ощущение свободы, чистого неба и яркого солнца, а ещё и зарядивших нас гордым чувством победителей», — подчеркнул Александр Тотоонов.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск