skip to Main Content

К 80-летнему юбилею эксректору, президенту СОГМА Салбиеву Казбеку Дахцикоевичу

С чего начать эссе о друге, в юбилейный день восьмидесятилетия?
Держись, друг, еще не вечер!»
Сияло солнце, шел ли дождь
Герой я или тать
Но радость, что я пережил
Уже нельзя отнять!
Не властны даже небеса
Над прожитой судьбой
Что было – навсегда мое,
Тот час навеки мой!

Когда будут описывать нашу эпоху в образовательной сфере и, медицине Осетии, в ней достойное место займет личность профессора Салбиева Казбека Дахцикоевича.
По возрасту мы ровесники, заканчивали разные Дзауджикъауские школы в 1954 году и тогда же поступили в ВУЗы. Борик (так его называют в узком кругу друзей) сразу поступил в Северо-Осетинский медицинский институт. Большую роль в становлении личности играла семья, глубоко – уважаемый на Осетинской слободке, где тогда жили Салбиевы, выходец из славного села Эльхотово Дахцико, светлая ему память. (О степени почитания памяти отца можно судить по маленькому, но яркому штриху, когда Борик получил диплом доктора медицинских наук, он счел нужным на могиле отца отчитаться за проделанный труд). Большую роль в воспитании молодых людей играл Владикавказский проспект, он не терпел лицемерия, фальши, здесь выковывались характер, мужество.

Я иду по проспекту
До боли любимого города
Я знакомые звуки и шорохи
сердцем ловлю
Наша жизнь прозвенела
Как трамвай с «третьим номером»,
Что увез нашу юность с собой
И ее не вернуть.

«Третий» номер трамвая давно уже не ходит, а раньше он громыхал на горку по Осетинке мимо дома, где жили Салбиевы.
У меня не все сразу сложилось в жизни и я поступал в мединститут с опозданием на четыре года, когда мои сверстники – проспектские друзья были уже старшекурсниками. Для поступления в ВУЗ мне не хватало ½ балла и вот делегация во главе с Борисом отправилась к ректору, профессору Бугулову с просьбой все же зачислить меня в институт. Просьба была удовлетворена. Боюсь что трудно будет перечислить все благодеяния Бориса, но пользуясь случаем и от себя и от многих, многих, кому он помог в жизни, сказать ему, Большое Спасибо! Отзывчивый он друг. Это о таких людях свою притчу написал Конфуций:

“Что ищет в этом мире человек
Ведь безусловно правы были греки
Что отдал людям, то твое навек
Что спрятал от людей, то потерял навеки”

Борис многое отдавал людям, его всегда окружали хорошие друзья – однокурсники в будущем известные врачи Аслан Зангиев, Зарик Агнаев, Юра Калоев и многие другие. Какое – то время проработав в практическом здравоохранении, Борис правильно оценил свое призвание к научной работе и последовала тяжелая, но плодотворная деятельность в качестве аспиранта, затем докторанта. Значительную роль в научном становлении сыграли старшие товарищи и друзья, выпускники нашего института Академик РАМН Темирболат Березов, профессор Георгий Автандилов и другие, светлая им память.
Борис рано (а может своевременно) женился на красавице Люсе, младшей сестре своей однокурсницы. К сожалению ее уже нет, но она верой и правдой послужила своему суженому, главное с большой любовью и ее преждевременный уход из жизни тяжелым камнем лег на сердце Бориса.
Глубокий интеллект, блестящие организаторские способности позволили Борису занять место ректора медицинского института. При оценке достижений СОГМИ, а впоследствии СОГМА, наиболее яркий и плодотворный период приходится на ректорство Казбека Дахцикоевича, плавно перешедшее в президентство. В этот период отмечается расцвет науки, новые клинические разработки. Большое внимание было уделено материально-технической базе строительству новых корпусов, капремонту. Академия жила с перспективой на новые свершения, огромную роль уделяя воспитанию учащейся молодежи.

Помню тот прекрасный светлый день
Школьники вчерашние с тобою
Мы вошли в таинственную дверь
За которой чаша со змеею
В радостях студенческих летели
Дни и ночи – стая журавлей
Мы и оглянуться не успели,
Как зовут в полет с собой врачей.

Именно высокому полету – призванию врача воспитывали в студентах ректор и, его коллеги профессора Георгий Бугулов, Георгий Георгиади, Гамид Гурциев и многие, многие другие. Об их отзывчивости и помощи в поступлении в ВУЗ ходили легенды, была продолжена традиция помощи сиротам и нуждающимся. В этот период институт стал академией. Борис снискал себе невероятный авторитет в Минздраве России, среди элиты медицинского мира -РАМН. Его всегда приглашали на все Российские мероприятия, а среди ректоров вузов России он пользовался признанным авторитетом. Хотелось бы отметить большую дружбу Бориса с московскими медиками – Темирболатом Березовым, Георгием Автандиловым, Заирой Есеновой, Георгием Бурдули, Нугзаром Журули, Славой Надгериевым, Зариком Агнаевым, Асланом Кубатиевым, Бексолтаном Уртаевым и многими другими.
Дорогой Казбек Дахцикоевич! Борик! Мы тебе желаем крепкого здоровья, счастья твоей семье и потомкам. Один философ сказал, что человеку для счастья нужны три вещи: отказ от честолюбивых замыслов, близость к природе и какое-либо творчество. Первое ты давно уже удовлетворил, достигнув высоких успехов на своем поприще, а для реализации второго и третьего у тебя еще есть время. Будь счастлив!
Когда-то нашего великого ученого-лингвиста Вассо Абаева спросили, как ему удалось прожить сто лет. И он ответил, что в день его рождения кобинские старейшины пожелали ему прожить сто лет. «И что мне оставалось делать? Не мог же я подвести этих мудрецов!» Он прожил 100 лет.

Борик! До твоего столетнего юбилея!

От имени и по поручению
Московской Осетинской общины
Председатель совета старейшин
профессор Амирхан Торчинов
Председатель совета общины
профессор Бексолтан Уртаев
от имени выпускников молодого поколения
к.м.н. Вячеслав Цаголов

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск