skip to Main Content

Светлой памяти Вахтанга Балавадзе посвящается…

В конце июля на 92-м году ушел из жизни прославленный спортсмен и тренер Вахтанг Михайлович Балавадзе. Вся его жизнь была связана с вольной борьбой, он один из ярчайших представителей поколения грузино-советских спортсменов.

«Это было время, когда соперничество грузинской и осетинской школ борьбы дали неимоверный толчок развитию этого вида спорта. И в Осетии – легендарный Алимбек Бестаев, Михаил Бекмурзов, Таузбек Захсоров, Борис Кулаев, Саукуыдз Дзарасов и др. – об этом времени можно сказать «ренессанс развития техники вольной борьбы», – Умар Шавлохов.

Бесстрашный и техничный на ковре, Балавадзе аккумулировал всю технику грузинской борьбы «чъидаоба» и внес ее в общую культуру вольной борьбы Грузии и Советского Союза. У него была очень оригинальная борьба, его приемы на ковре были неожиданными для соперников.

«Он был один из самых высокотехничных спортсменов, очень был хитрый, очень был изобретательный на ковре, бесстрашный. Он же был Чемпионом Мира, Чемпионом СССР, а иногда Чемпионат Советского Союза выиграть гораздо труднее было, чем Чемпионат Мира. Вот такая конкуренция была. Балавадзе – это целая эпоха борьбы», – Амирхан Торчинов.

Пятикратный Чемпион СССР по вольной борьбе и самбо, двукратный Чемпион Мира, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1956 года – это неполный список побед Вахтанга Михайловича. Для юных спортсменов страны он стал настоящим кумиром.

«Был момент, когда подражание ему было популярно среди борцов – и выход на ковер, и движения. У него оригинальная стойка была. Он не боялся, когда ему проходили ноги, у него хорошая былая защита – на ногах хорошо стоял, красиво закрывался. Сейчас редко увидишь такую стойку, такую борьбу, такую работу ногами, а вот Бестаев Алимбек и Рубашвили – они в какой-то степени перехватили это. Не совсем так как он боролся, но они здорово владели приемом борьбы ногами», – Нугзар Журули.

А после окончания спортивной карьеры Вахтанг Михайлович перешел на тренерскую работу и воспитал целое поколение известных спортсменов. Сначала он возглавлял Сборную команду Грузии как тренер, потом он был тренером и в Сборной страны.

«Он необыкновенный человек был в том плане, что он джентльмен в лучшем смысле этого слова – благородный человек, который и шпагу может выхватить, и доброе дело большое сделать. Светлый, весь искрился в любой ситуации. Вот вроде воспитан в аристократической семье в лучших традициях, а сам-то он был практически деревенский парень, из глубинки грузинской», – вспоминает Умар Шавлохов.

Балавадзе оставил о себе память как человек очень позитивный, очень улыбчивый и доступный. Относился ко всем по доброму, с уважением большим и любовью и точно такое же отношение было к нему самому. Он очень много сил и энергии отдавал молодежи, был даже больше наставником, чем тренером. И для многих он дал путевку в жизнь.

«Это был 1960 год. В Тбилиси проходили всесоюзные студенческие игры. И вот по вольной борьбе главным судьей соревнований был Вахтанг Балавадзе. А я туда приехал совершенно такой новичок в судействе. Он видел, что я молодой и спортсмен и арбитр – но, тем не менее, он мне поставил оценку отлично. И я всегда гордился этим. Ну и вот так наше знакомство состоялось. Вот, как бы, он мне дал дорогу в жизнь в этом деле, в судействе. Я, после того как закончил борьбу и начал заниматься судейством, судил 5 олимпийских игр и стал обладателем «золотого свистка», так что дорогу такую он мне сделал», – Нугзар Журули.

Рыцарь на ковре и в жизни – таким запомнят прекрасного человека и великолепного тренера Вахтанга Михайловича Балавадзе. Светлая ему память и искренние соболезнования родным и близким!

P.S. «Существует понятие «борцовский мир». Этот мир отличается своим могуществом – один за всех и все за одного, там все помогают друг другу всегда. Почему? Потому что это единоборцы. В этом виде спорта человек может рассчитывать только на свои собственные силы, поэтому борцы очень жизнестойкие, выдерживают конкуренцию, целеустремленные. Вот это их объединяет – одинаковые понятия и одинаковые представления, они на одном языке говорят. Вот Балавадзе был человеком из «борцовского мира», – Амирхан Торчинов.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск