skip to Main Content

Юрий Кучиев, капитан-легенда «Арктики»

26 августа 1919 года родился Юрий Кучиев — капитан легендарного атомохода «Арктика», который стал первым надводным кораблём, достигшим Северного полюса. В этом году вся страна отмечает столетие со дня его рождения.

Верфь «Arctech Helsinki Shipyard» (принадлежит «Объединённой судостроительной корпорации») 30 декабря 2018 года спустила на воду танкер-газовоз ледового класса «Юрий Кучиев», предназначенный для греческой судоходной компании «Dynacom Tankers Management Ltd».

В августе по согласованию с Москвой в Северной Осетии выпустят почтовый конверт с изображением капитана Юрия Кучиева. Конверт будет выпущен тиражом 250 тыс. экземпляров, его смогут приобрести все желающие в отделениях почты РСО—Алания. Юрий Кучиев станет первым осетином, который появится на почтовом конверте России.

В Санкт-Петербурге сегодня на Большой Пушкарской улице, 11 была открыта мемориальная доска Юрию Кучиеву. Доску установят по инициативе региональной общественной организации «Ассоциация полярников Санкт-Петербурга».

Мемориальная табличках на фасаде дома, где жил Юрий Кучиев в Санкт-Петербурге, на Большой Пушкарской улице, 11

 

 

9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торжественно проводили крупнейший атомный ледокол «Арктика» в особый рейс. На капитанском мостике стоял Юрий Сергеевич Кучиев.

Он родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб Северной Осетии. В горах кажется, что небо совсем близко, протянешь руку и можно дотянутся, а потому с самого детства Юрий Сергеевич мечтал летать. В 1938 г. он с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникизе. И поехал поступать в летное училище. Но его не взяли. Отец его Сергей Кучиев, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Репрессирован в конце тридцатых годов, позже реабилитирован. Клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия о карьере военного лётчика. И тогда он каким-то чудом попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву. Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от избирательного округа, куда входила и Северная Осетия. Марк Иванович выслушал пришедшего к нему паренька и сказал:

— Знаешь, мой тебе совет: поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей… Да и матери помощь будет.

Кучиев последовал его совету и 5 июня 1941 года был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов».

А потом началась война. И Юрий Сергеевич находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (1944), заочно — Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (1963). С 1944 по 1962 годы — помощник капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин». С И с того времени три десятилетия работал на судах арктического флота, сначала штурманом, потом дублёром капитана и капитаном, в том числе на первом атомном ледоколе «Ленин».

Именно там, на «Ленине» состоялась знаменитая встреча двух Юриев — Кучиева и Гагарина. Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола «Ленин». Кучиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рассказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал.

На борту атомного ледокола “Ленин” Юрий Гагарин пожимает руку своему тезке Юрию Кучиеву. Еще никто не знает, что через годы Кучиев сам станет первопроходцем, приведет на Северный полюс “Арктику”. Фото из книги “Ледокол Ленин. Первый атомный”, М., 2009

Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком.
— Товарищ командир, — удивился Гагарин, — зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!

Все эти годы Кучиев планировал отправиться на полюс. В 1971 году на Балтийском заводе в Ленинграде был заложен атомоход «Арктика», через год его торжественно спустили на воду, а в 1975 судно вступило в строй. Для воплощения мечты Кучиев сформировал слаженную команду и, встав на капитанский мостик, провёл все необходимые испытания корабля. Опытный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой — пробиться к Северному полюсу… 

9 августа 1977 года ледокол вышел из Мурманска. Это было рискованное предприятие хотя бы потому, что второго такого корабля в то время не было. И если бы судно стало дрейфовать во льдах, никто бы не смог прийти команде на помощь.

Атомоход прошёл с северной стороны архипелага Новая Земля, пересёк Карское море и вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых. Затем обогнул с востока архипелаг Северная Земля и отправился по 130 меридиану на Север.

В 4 часа утра 17 августа 1977 года капитан Юрий Кучиев первым в мире привёл надводный корабль на Северный полюс.

«Я испытал совершенно необыкновенное волнение, когда донёс до Северного полюса древко флага, которое не донёс до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов, это древко было найдено у его могилы», — говорил Кучиев.

Арктика покорилась настойчивому джигиту.

Выйдя на заслуженный отдых, Юрий Сергеевич многие годы жил в Санкт-Петербурге, часто приезжал в Северную Осетию, вел большую работу по патриотическому и интернациональному воспитанию. Он не терял связь и с земляками в Москве, часто встречался с членами Московской осетинской общины.

Умер Юрий Сергеевич Кучиев 17 декабря 2005 года.

На протяжении всей своей жизни он был предан морю, Арктике и своей спутнице — супруге Нинель Константиновне. После смерти жены в феврале 1999 года Ю.С. Кучиев завещал друзьям выполнить его последнюю волю — предать водам Ледовитого океана прах свой и своей супруги.

При подготовке материала использована статья “Лицо кавказской национальности – Юрий Кучиев” Алины Акоефф.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск