skip to Main Content
Меню

В Москве прошла встреча с историком-этнографом Борисом Александровичем Калоевым

Говорят, что осетинская диаспора в Москве насчитывает более шестидесяти тысяч человек. В это пришлось поверить, когда я увидела то количество людей, которые 13 марта пришли на встречу со знаменитым этнографом кавказоведом Борисом Александровичем Калоевым.

Осетины и в Москве, за почти две тысячи километров от дома, остаются осетинами. Им интересна история, судьба, жизнь и быт своего народа, поэтому зал на Новослободской улице был наполнен людьми. Особенно приятно было видеть, что большую часть пришедших составляла молодежь: парни и девушки – Иры фæсивæд! Сама беседа получилась очень живой и интересной. Борис Александрович сначала провел общую лекцию, затем дал возможность и залу включиться в разговор. Вопросы посыпались разного характера: от того, кто такие караногайцы, до религиозной принадлежности осетин. Начаться действо должно было в 15:00, но по старой доброй осетинской традиции народ подтянулся на полчаса позже, зато у всех было время познакомиться, поговорить. Видимо, зная старые добрые осетинские традиции, Борис Калоев тоже пришел с опозданием. Сама обстановка в зале была совершенно домашняя, особенно родным делал все происходящее запах осетинских пирогов, которые были почти готовы и поджидали, пока люди наговорятся и проголодаются.

Атмосфера во время встречи была совершенно проосетинская, говорили о том, что забывать родной язык и культуру непростительно, даже если ты живешь не в Осетии. Ведь настоящий осетин должен всегда и везде оставаться осетином: знать язык, любить культуру, традиции и родную землю. Мы – молодое поколение – обязаны поддерживать и развивать наш этнос. Борис Александрович даже привел в пример чеченцев, признался, что восхищается ими, потому что этому народу удалось сохранить традиции и обычаи предков почти на 80%. Так чем же мы хуже какого либо другого народа, неужели мы не способны не потерять себя, тем более, что нашей культурой интересовались и интересуются люди извне, люди других национальностей. Во Франции, например, в Дофинском университете существует кафедра осетинского языка и культуры, где европейские студенты изучают и исследуют историю, быт, нравы и язык осетинского народа. На встрече также присутствовала преподаватель кафедры кавказоведения МГУ. И было безумно приятно слышать от нее слова о том, что в Осетии, будучи русской, она чувствует себя гораздо лучше – всё будто роднее, чем у себя в Москве.
Наш народ великий и замечательный, и если уж им так широко интересуются во всем мире, то ведь есть, за что!

Сам Борис Александрович Калоев посвятил более полувека изучению этносов, населяющих Северный Кавказ, он выпустил множество книг со своими исследованиями. Среди них, такие как монография «Осетины», а также «Записки кавказоведа», «В. И. Абаев и вопросы этнографии в его трудах» и т. д. В следующем году ученому исполняется 90 лет, больше 50-ти из которых он отдал изучению народов Кавказа. Родом Калоев из селения Заки в Центральной Осетии. В книге «Записки кавказоведа» Борис Александрович рассказывает историю своей интересной, безгранично разнообразной жизни, которая вместила и детство в горах, и фронтовую молодость, а потом началась научная работа. Калоев считает себя учеником Васо Абаев, очень благодарен ему за помощь в своей деятельности, за мудрые наставления старшего учителя, за те знания, которыми Василий Иванович делился со своими коллегами. Встречи со столь значимыми людьми на Новослободской нередкость, тем более, думаю, что московским осетинам они будут небезынтересными.

Залина Цопанова
Фото: Фатима Колоева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top
Close search
Поиск