skip to Main Content

Дошёл до Берлина

23 мая в Большом зале Центрального Дома литераторов состоялся предпремьерный показ фильма Алана Догузова «Соврешь-умрешь» по пьесе Юрия Полякова «Одноклассники». Меньше чем через месяц режиссер повез свой первый «полный метр» (до сих пор в режиссерской копилке Алана был только короткометражный фильм «Воскресенье») в Берлин на X Российско-германский фестиваль. История о любви, власти денег и человеческих взаимоотношениях настолько покорила немецких зрителей, что Догузова попросили привести картину еще раз, уже на немецком языке и для широкого показа. В России выход на большие экраны «Соврешь-умрешь» планируется осенью. Чтобы скрасить ожидание, Iriston.ru встретился с талантливым режиссером, актером Аланом Догузовым и поговорил о самом важном.

О картине

Мне было интересно снять кино про мое поколение. Выразить это я решил через произведение Юрия Полякова «Одноклассники». Автор остро показывает действительность, социальное неравенство и расслоение в обществе. Придать огранку этому материалу он доверил мне. Я в течение двух лет работы постарался воссоздать реальность своими глазами, вдохнуть новую жизнь в замечательное произведение. Это история одноклассников, какими они стали спустя годы, какими их сделало общество. Это остросоциальная, психологическая драма, опирающаяся на национальные, гуманистические традиции отечественного искусства. В центре картины, конечно же, история всепоглощающей и разрушительной любви, виной которой роковая женщина. Я хотел доказать, что хорошее кино можно снимать, не имея огромного бюджета. Я снимал, зная, что на этом не заработаю. Хотел людям принести ощущения. За четыре года дошли до Берлина – я это так называю. Но это только начало.

Пресс-конференция XXII российского кинофестиваля “Литература и кино”, в апреле этого года прошедшего в Гатчине, который фильм “Соврёшь–умрёшь” открывал.

О собственном видении

Есть некоторые моменты, о которых я жалею. В идеальной версии «Соврешь-умрешь» длится 2 часа 27 минут. В реальной – 2 часа. Пришлось сокращать, потому что я понимал: никто молодого неизвестного режиссера не будет так долго смотреть, даже если бы в фильме снялись самые дорогие актеры. Безболезненно смогли удалить только социальную часть, некоторые интересные, острые элементы, зато сохранили всю любовь. Ничего, мы все же приготовим полную «режиссерскую» версию для гурманов.

О команде

Всем приятно и удивительно, как я смог собрать столько осетин в одном проекте. Все началось давно… Я познакомился с оператором, режиссером-документалистом Аланом Касоевым и на почве киносценария «Улицы героев» сдружился с ним. Тогда мы очень хотели снять это кино о войне 2008 года. Видимо, на тот момент не пришло еще время. Зато я позже предложил снять короткометражную драму «Воскресенье». Алан поддержал меня, пригласил оператора Аркадия Збруева, я утвердил на роли актеров Родиона Галюченко и Ацамаза Байкулова. Кино понравилось кинофестивальной публике, получило признание критиков. Чуть позже может появится в Интернете.

Над «Соврешь-умрешь» работали еще больше моих земляков. Это снова или опять – и без него теперь никуда, а с ним хоть в огонь, хоть в воду – Алан Касоев, художник Станислав Хубецов, прославленная актриса кино Земфира Авраамовна Цахилова, актер Андрей Бероев, молодой талантливый композитор Алана Токазова. Кстати, для Аланы это был первый опыт в кино и критики оценили ее музыку на высоком уровне. Позже на стадии выпуска подключился мой друг Ацамаз Хохов, он занимался дизайном буклетов, афиши и всего что касается печати. Сослан Кулумбеков вдохнул воздух своей игрой на гитаре в несколько сцен. Шумовые эффекты сделала Ирина Бегизова. Также мы взяли отрывок из песни Акима Салбиева «Город» Конечно, хочется, чтобы рядом были осетины, чтобы мы вместе росли. Ведь так и растет поколение во всем, в любой отрасли и профессии. Я надеюсь, запал не пропадет и скоро мы зарядим орудие снова во благо искусства.

О зрителях

Первый показ «Соврешь-умрешь» был в Гатчине в рамках XXII Российского кинофестиваля «Литература и кино». Я очень боялся, что зрители не примут. Уезжал в Питер открывать кинофестиваль своей картиной и не знал, что у меня получилось. Начался фильм, я сидел в зале на первом ряду, сердце бешено колотилось, я задыхался, стояла пугающая тишина, и в какой-то момент зал засмеялся. Я открыл глаза и увидел, что они смеются над ролью батюшки, которую сыграл я. Было неожиданно, потому что такую линию должен был вести алкоголик. Но что-то их зацепило.
Потом опять тишина. Смех. Вздох. Я боялся повернуться, думал, не будет половины зала, мне казалось, люди уходят. Конец, мы перешли на титры – и вдруг громкие аплодисменты, долго. Я встал: полный зал, женщины плачут и столько благодарности. Гатчина – маленький город, люди подходили на улицах, благодарили. Тогда я понял, что зритель принял фильм. Это самое важное, что нужно режиссеру. Но чтобы фильм жил дальше, он должен попасть на телеэкран. Я надеюсь, это случится. Также в июле нас ждет кинофестиваль «Созвездие», где несколько актеров из моего фильма представлены в номинациях. Позже «Казанский международный кинофестиваль» и ряд российских крупных киносмотров.

О популярности

Актерский успех приходил несколько раз. Пиком был телесериал «Кармелита». В метро узнавали, на улице узнавали, по всей России, куда бы я ни приезжал, узнавали. В Осетии кричали: «Тагари пришел!». Конечно, любой актер хочет признания. Но я не делаю это своей целью. Человек должен работать над собой и неистово любить искусство. Вот тогда приходит успех. И эту роль я действительно полюбил. Я играл ее долго и жил двумя жизнями – парня-цыгана и своей. Когда у нас был крайний съемочный день, я на самом деле страшно расстроился, что его, этого парня, больше не увижу.

О трудностях

К сожалению, в российском кинематографе не так много пишется ролей на мой «южный» типаж. Поэтому все, что я сыграл, было получено с большими боями, победами и колоссальными пробами. Иногда по полгода сидел без съемок. В это время я писал или играл в антрепризных спектаклях. В общем, творческого голода не испытывал особо, иначе он бы меня разрушил. Я боролся с собой, когда давали роли, порочащие кавказцев. Моя задача как актера – сыграть очень хорошо, и в то же время я понимаю, что веду пропаганду, внушаю с экранов людям, что Кавказ – это плохо.

О планах

Режиссером захотел стать после того, как написал «Улицы героев». Это киносценарий о войне 2008 года. Я так остро пережил эти события. Я понял, что должен это снять. Это история о герое, который вернулся домой и каждый метр родной земли напоминает ему о счастье и о разрушительной войне, в которой он потерял всех близких ему людей. В киносценарии показано, как осетины и русские солдаты-миротворцы защищали народ. Сегодня, набравшись опыта за кадром, я надеюсь воплотить мечту и отдать дань уважения памяти защитников отечества. Мы обязаны воспитывать молодежь на таких примерах мужества. В единстве наша сила.

О детстве

Актером я был всегда. Участвовал во всех республиканских конкурсах чтецов, неоднократно становился лауреатом. Играл в школьном театре. Моя мама – Замира Меликова, народная артистка Осетии, лауреат государственных премий и наград среди которых “Во славу Осетии”. Я горжусь родителями. Наверное, я в этом не оригинален. Отец мой много лет отдал органам внутренних дел, полковник. Он поначалу не одобрил моего решения поступить на актерский факультет, но с годами привык. Недавно сказал: “Хорошо, что ты не стал гаишником,ты молодец, работай над собой!” Это много значит для меня.

Я много времени проводил в театре среди актеров, режиссеров,писателей. Думаю, там и формировался я как актер. Главный урок, который мама заставляет зубрить меня до сих пор, – не почивать на лаврах, постоянно работать над собой. Конечно, я иногда расслабляюсь, ненадолго. Мама мой наставник в профессии. Я счастлив, что мы дружим.

Об осетинском кино

Для того чтобы рано или поздно создавать осетинское кино, нужны ресурсы и единомышленники. В Москве меня могут поддержать, а в Осетии пока нет. Не так давно я беседовал кое с кем из республики. Я сказал, что приоритетная задача для меня – создавать осетинское кино. К этому я иду, это помогает мне не сдаваться при трудностях. На это мне ответили, что я не совсем прав. У собеседника было свое мнение: если бы ты хотел, ты не снимал бы в столице. Но, друзья, давайте будем откровенны, чтобы создать в республике, необходимо научиться, зарекомендовать себя в профессиональном обществе, заручиться поддержкой и т.д. Например, у меня есть разработанный пятилетний план возрождения киноиндустрии республики. Я готов его представить на рассмотрение. Это интересно и нетрудно воплотить в жизнь. Думаю, это лучшая система возрождения кинопроизводства в республике. Давайте применять, привлекать профессионалов и, поверьте, все пойдет как надо.

Желаю Вам процветания и благополучия в этот нелегкий период времени для государства и родной республики, желаю молодежи Осетии вместе смотреть в будущее, перенимать лучшее от старших, чтить традиции. Необходимо постараться сделать наше завтра счастливым. Я знаю, мы сможем это сделать силой сплоченного народного единения. Во славу Осетии, на благо России!

Наталья Костарнова

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск