skip to Main Content

Быть или не быть Аланам?

Аланы не смогли создать империю и государство типа арабского халифата из-за излишней неустрашимости, из-за которой унеслись жизни наиболее сильных людей, междоусобицы которые сжигали в прах силы героев и мысли мудрецов, и, конечно же, отсутствие глобальной идеологии, сравнимой по мощи и привлекательности с Исламом. Участь народа-богатыря бесконечно воевать, бесконечно побеждать, бесконечно терять лучших из лучших своих сыновей и, в конечном счете, исчезнуть самому почти без следа — как уходят из разрубленной раны в песок, тускнеет и обращается в прах, буйно кипящая здоровьем и жизнью кровь.

Мы знаем, что мы древний народ, и наши отцы очень высоко почитали свои адаты и свою честь. Все знают выражение, что для достойного уважения человека смерть лучше, чем постыдный поступок или, лучше умереть, чем быть осмеянным из-за недостойного поведения. Это было когда-то, ныне времена меняются, идет смешение с другими народами, кардинальное изменение уклада жизни и при том очень быстрыми темпами. Но, несмотря на это, мы ни в коей мере не должны потерять свои адаты, благородство, язык. Понимание ЕДИНСТВА народа не должно меняться как-либо с течением времени и изменением окружающего нас мира. В связи с этим мы бы хотели поделиться с вами следующими мыслями как о социальных вопросах, адате, создания постулатов общенародной идеологии, мер по сохранению и развития языка и так же ответить на вопросы, которые будут возникать у слушателей.

Последние катастрофы в жизни нашего народа.

Есть старая притча о том, на сколько легко сломать ветки по одиночке, и как сложно сломать единый веник. Надо честно признаться всем нам, что если бы мы были единым народом, у которого едина элита народа и боль каждого осетина воспринималась подавляющим большинством народа как собственная боль, возможно, не случилась катастрофа Беслана и катастрофа 8 августа в Южной Осетии. Мы должны быть искренними перед собой, если бы враги человечества и пособники террора не имели никаких сомнений, что мы горой стоим друг за друга и что жизнь гражданина Осетии является самой большой ценностью для каждого осетина, то деструктивные и фашиствующие элементы не позволили себе преступлений и откровенного фашизма. Мы все знали, что нужно сделать все, чтобы предотвратить кровопролитие, нужно исключить человекоубийства таких же, как мы осетин. Я буду, искренен, я не видел того, чтобы осетинский народ выступил бы единым информационным, политическим, военным, гуманитарным фронтом для предотвращения катастрофы. У нас у всех есть свое мнение по данной теме, но это именно тот случай, когда множество мнений и отсутствия единения чревато для жизни народом и следствием разобщенности является ОБЩЕЕ ГОРЕ и ВСЕОБЩАЯ ТРАГЕДИЯ. Я уверен, мы вместе должны понять одну простую вещь, что у нас нет иного выхода для предотвращения новых катастроф как доктрина Единения народа как носителя одной судьбы. Случилось страшное, за последние 5 лет, произошло детоубийство в Беслане, мы видели этнический геноцид в Южной Осетии, в обоих случаях наш народ, объединялся лишь после того как случилась беда, в то время как единение и постоянная взаимная поддержка народа необходима ежедневно.

Социальные и политические вопросы создания аланской идеологии и политической доктрины.

Для создания какого-либо процесса нужно всегда предпринять первый шаг, начать небольшой процесс, которые впоследствии перейдет в большое дело. Также нужно понимать, что любой социальный процесс не происходит автономно от окружающего мира и происходящее вокруг него, так или иначе, оказывает на него влияние. Нужно понимать это, когда мы говорим о сохранение наших адатов, о создании идеологии, сохранение самоидентификации народа, как носителя ему присущих ценностей. Поэтому было бы правильно начать предпринимать меры по самосохранению этноса с осознанием происходящего процесса в мире и по периферии наших республик в частности. Нужно понимать степень опасности происходящих сейчас процессов ассимиляция и этнического склероза, и что самое главное, — перспектива изменения всех сфер жизни в будущем.

Чтобы понять причину, почему сложилась нынешняя обстановка — почему забываются наши обычаи, адаты, язык, аланская идентичность, мы должны понять то, через что прошлось пройти народу в последние сто лет. Народ пережил огромные тяготы, чуму, войны, терял своих талантливейших и смелых сыновей с начала позапрошлого и прошлого века, затем с началом гражданской войны произошел надлом интеллигенции и народной знати, и как еще более сильный удар для нас (как и для остальных народов страны) явилась Великая Отечественная Война. На этой войне мы потеряли лучших из своих носителей этноса. В последствии, социальное и политическое развитие (я бы сказал постижение идеологии коммунизма в купе с высокими темпами индустриализации) народа, увеличение образовательного уровня населения, при полном попустительском отношении к вопросу самосохранения лучших черт народа, то есть сохранения языка, адата, воспитания в человеке æгъдауа, как неписанного списка обязанностей осетина, что неминуемо повлекло за собой смертельную боль для обычаев предков и забыванию языка. Особый урон при этом был нанесен нелитературным диалектам нашего языка. Мое личное мнение, что данный факт является большой и невосполнимой ошибкой. Последствия его выражаются в том, что следующее поколение владеет в совершенстве общегосударственным языком, но забывает свой родной.

На данный исторический момент нет никаких преград для того, чтобы выпускать книги как на литературном иронском диалекте, так и на дигорском. Также энтузиасты могут организовывать перевод на родной язык литературных работ с других языков. Это является одним из составных частей творческого взрыва, который необходим этносу для сохранения себя, соответственно каждый на своем месте, посильным и непосильным трудом должен способствовать тому, чтобы данного рода работа набирала оборот. Только участие каждого из нас, может дать положительный эффект.

Сегодняшняя жизнь общества, мысли большинства людей происходят на русском языке, что ведет к:
1) исчезновению языка, усиливая процесс от поколения к поколению;
2) ассимиляции с забыванием адатов и традиций прошлого.

Для предотвращения этого процесса, и кардинального, безостановочного улучшения ситуации нужно распространять практику общения на родном языке не только в Осетии, а везде где бы ни был осетин и рядом, где есть его соплеменники. Еще больший упор должен быть сделан на то, чтобы люди делились мыслями в письменном виде с использованием родного языка, вне зависимости от того, какой именно диалект используется. Это позволит народу держаться сильнее друг за друга, не даст забыть адаты и обычаи и даст возможность передать бесценный язык и æгъдау своим потомкам в том виде, в котором передали ему его старшие. Чтобы приблизить исполнение вышесказанного, надо организовывать везде, где есть осетины обучение родному языку, патриотически-настроенным людям организовывать взаимную поддержку, как в празднике, так и в горе, чтобы родной язык был использовался как можно чаще, особенно в мольбе к Богу, при этом вне зависимости от религиозных ценностей, придерживаемых человеком, будь-то христианин, мусульманин, человек придерживающийся наших осетинских обрядов.

Ещё большие усилия должны быть приложены к тому, чтобы ежедневно в жизни каждого осетина жила боязнь нарушить адаты æгъдауа и последующее за ним осмеяние (худинаг). Человек больше чем смерти должен бояться быть осмеянным за недостойное поведение и недостойный поступок. И только в этом случае мы создадим реальные условия, как для самосохранения народа, так и для создания благодатной почвы для воспитания дальнейших поколений высоконравственных людей, людей высокой чести и достоинства. По этому поводу есть очень хорошие строки в книге Ахмеда Цаликова. Согласно ему, осетин каждый свой шаг и каждое деяние часто делает из боязни быть осмеянным, если он сделает что-либо иначе, и готов идти на неимоверный риск и страдания только лишь бы не быть осмеянным. Можно много спорить и дискутировать с такой постановкой мысли, но признаем, что такой мотиватор, есть работающий механизм в нашем обществе, в связи с этим хочу, заметить, что абсолютно с ним (с Цаликовым) согласен. В связи с этим, считаю важным, чтобы внутри народа шла постоянная агитация æгъдауа (адатов старших) как постулата ежедневной жизни, который так же естественен как само понятие порядочности и человечности каждого. В противовес ему, действия наносящие урон æгъдауа и, порочащие честь человека поступки, должны расцениваться как показатель деградирующую сущность осетина и должны осмеиваться всеми.

Мы должны понимать, что каждый является носителем и образцом æгъдауа, благочестия и порядочности. Окружающий нас мир, встречающие нас люди, должны отдавать себе отчет, что мы являемся людьми, для которых самопозиционирования как носителя æгъдауа является не просто важной частью жизненных ценностей, но и тем достоянием, что перешло к нам от наших старших. Как бы ни менялся мир, мы должны стараться сохранять законы æгъдауа (доставшихся нам от наших предков) в своем ежедневном поведении, в своей семье, в кругу своего общения. Многие могут сказать, что жизнь не остановилась несколько веков назад и что невозможно обычаи наших предков применить к современному миру. Да, нельзя не согласиться, что с тех пор мир сильно изменился, и мы вынуждены в определенной мере под него подстраиваться, но основа того, что позволяет гордо называться осетинами-аланами, не должно меняться. Должны сохраниться не только танцы и песни, но и трепетное отношение к главным традициям и обычаям наших прадедов.

Особо важно в этом случае понимать, что истоки æгъдауа идут от аланских времен, как следствие и отношение к себе, как человеку представляющему свой народ, должно быть более чем предвзято.

Создание многодетной семьи и соблюдение æгъдауа в семье.

Как прямым и ближайшим потомкам алан, которые имели большие и сильные семьи, осетинам нужно стремиться создавать большую семью, чтобы после него оставалось поколение продолжателей его фамилии и его народа. Мы должны понимать, что в течение отмеренной Всевышним временем на этой земле человек имеет возможность усилить свой народ, как народ, у которого честь и любовь к Отчизне стоит на первом месте. Создавая многодетную семью, превыше всего должен почитаться адат, æгъдау, только в этом случае семья будет образцом среди своего народа и подражанием среди других народов. В обществе с большим почетом и уважением нужно относиться к родителям, в чьих домах воспитывается много детей. Такие люди, наряду, с героями, защищавшими отечество в первую очередь должны получать все общественные блага, почет и уважение. В каждой фамилии должна, словно весточка счастья, разноситься весть о рождении ребенка, как о новом носителе æгъдауа и гордого названия фамилии, такого рода события должны по возможности сопровождаться большими торжествами и поздравлениями со всех уголков, где только есть родственники. В таком случае было бы правильно, если в семье, в фамилии, в отдельно взятом населенном пункте, отдельной Аланской ветке, в целом внутри народа усиливалась взаимопомощь, в противном случае жизнь будет только ухудшаться изо дня в день. В нынешнее время жизнь становится чрезмерно динамичной и постоянно меняющейся, часто очень нелегко создать семью и воспитать детей. В связи с этим должен происходить постоянный процесс взаимопомощи, чувства локтя, понимания взаимной ответственности и исключения нанесения вреда друг другу. Мы должны понять ценность большой семьи, для нас это будет спасением народа на карте мира Мы должны осознать, что большая семья, живущая по канонам адата наших отцов, может сохранить народ от распыления и исчезновения. Для создания нужных предпосылок данной доктрины нужно создать в обществе пропаганду больших семей со строгим соблюдением норм æгъдауа. Особую роль, на мой взгляд, должна сыграть патриотически-настроенная молодежь, особенно молодые журналисты — для распространения в СМИ ценностей большой семьи и æгъдауа с исторической точки зрения.

При этом, исходя из реалий экономической конъюнктуры и современных потребностей каждого человека, тяжелее всего будет живущим в Южной Осетии, им нужно будет больше работать, для того, чтобы содержать большую семью. Уверен, было бы мудро и очень правильно оказать всем, кто может и считает себя патриотом, помощь своим родственникам и соотечественника у которых есть большие семьи.

Необходимость создания идеологии Единения.

Мы являемся потомками очень древнего народа, очень старого этноса, мы являемся носителями адатов наших предков. В связи с этим жизнь отдельного представителя Аланского (осетинского) народа должна быть показателем столь древней, и от этого на много почетней аланской доблести, языка, культуры, душевной глубины и его успешности. Каждый на своем месте должен стараться быть образцом выше пересказанных черт, с которыми росли наши отцы. Для понимания данного факта человек с детства должен нести бремя ответственности, как носитель аланских адатов и аланского поведения. Уже сызмальства человеку должно быть объяснено, что недостойные поступки стыдят не только его, но и всю семью, фамилию, весь народ. Уже в этот жизненный период человек должен думать о том, что он в первую очередь должен быть примером человека с правильной жизнью, примером любви к Отчизне, носителем æгъдауа, знающего свой родной язык и испытывающего огромное уважение к памяти предков. Только в этом случае с детства человек будет понимать, что каждое его хорошее или нехорошее слово, любое его благое дело или ошибка — есть лишь гордость или стыд его предков, тех, кто старался сделать его сегодняшний день лучше, светлее. В те давние года, когда наши предки только старались улучшить жизнь, дабы она была лучше у их потомков, большой почет в народе и великое почитание своих старших были визитной карточкой нашего народа. Чтобы изо дня в день жизнь народа протекала в русле æгъдауа для этого аланская идеология должна передаваться из уст в уста, ежедневно должна обсуждаться сегодняшнее положение дел.

Родной язык.

Человек с детства должен понимать, что в его жилах течет аланская кровь, он разговаривает на аланском языке (языке его далеких предков) и, владея этим языком, он может понять письмена и мысли своих далеких предков. В связи с этим, каждый на своем месте должен понимать и делать все, чтобы родной язык развивался и все более и более использовался в повседневной жизни. Каждый день, на каждом шагу мы должны использовать свой родной язык, говорим ли по телефону, пишем ли мы письмо, говорим со своими соплеменниками на работе. На данный период истории есть все возможности для распространения родного языка как в средствах массовой информации, средствах телекоммуникации и т.д.Большую помощь в этом оказало бы составление системы общественных и трудовых правил и нормативов на осетинском языке. Должен произойти творческий взрыв, для этого все, а особенно наша творческая часть народа, мыслители, законодатели должны делать как можно больше для распространения языка, как связующей нити в передаче информации между людьми. Для этого должно организовываться как можно больше передач на разные жизненные тематики, особое внимание надо уделить распространению юмора на родном языке, всё должно пропагандировать постоянное использование родного языка.Те кто считают, что в современных жизненных условиях его детям не понадобится родной язык, тот прежде всего живет лишь тревогой о насыщении своего желудка и не испытывает уважения и почитания к своим предкам. Как показывает жизнь, такие люди будут забыты своими потомками еще раньше, чем он сам позабыл о своих предках. Не создают такого рода люди фундамент для сильной и сплоченной фамилии, не создаётся таким путем сплоченный народ. Как показывают реалии, люди не знающего языка и не почитающие традиции своего народа, редко относятся с уважением к собственным родителям.Человек в течение жизни должен постичь ценности религии, постичь истину Творца и, желательно, на родном языке. Это позволит ему в течение всего жизненного пути свои самые сокровенные и чистые мысли обдумывать и изъяснять на родном языке, это облегчит человеку стремление к благочестию и большому æгъдау.

Боллоев Роберт

Доклад «Без языка и культуры, невозможно восстановление национального самосознания!» Габараева Альберта можно прочитать здесь.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск