skip to Main Content
Борис Сиукаев

БОРИС СИУКАЕВ: «В борьбе, как и в жизни, каждый раз нужно преодолевать себя, доказывая всем, что невозможное возможно»

Редакция сайта ИРИСТОН.ру продолжает серию интервью с известными представителями осетинских диаспор России и зарубежья. Очередным собеседником стал известный спортсмен, главный тренер ЦСКА СССР по борьбе (с 1981 по 1991 гг.), действующий главный тренер Московской области по борьбе СИУКАЕВ БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ. Человек, который воспитал огромное количество чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр.

– Борис Георгиевич, скажите, а почему именно борьба? Разве мало других видов спорта? Как началась ваша спортивная карьера?

– Знаете, борьба на Кавказе – это не просто спорт, это стиль жизни. Это целая философия. Борьба в человеке должна жить – она, либо есть, либо ее нет.
Но я не сразу попал в секцию вольной борьбы. Проблема была в том, что в детстве, когда я начинал бороться, в Цхинвале была развита только грузинская борьбы «Чъидаоба». Я хорошо помню, когда мне было еще 6 лет, на стадионе соорудили специальный круг, который был засыпан опилками – именно на таком вот импровизированном ковре я и начинал бороться. Так получилось, что равных мне не было. Я не проигрывал ни одному своему сверстнику. И даже перейдя в молодежку, я был на голову сильнее остальных. И вот тогда меня заметили. Так я впервые попал на молодежное первенство Грузии, которое проходило в Гори. Его, стоит отметить, я выиграл. После я еще несколько раз выигрывал это первенство.

Примерно в это время в моей жизни появился замечательный человек – мой первый профессиональный тренер Короев, который и привел меня в мир вольной борьбы. Все это произошло до моего призыва в Армию. Кстати, я служил в Московской области, что в то время считалось большой удачей. Так вот, на первом же первенстве части, я показал на что способен, не оставив ни единого шанса своим соперникам. Так и пошло – после была победа на первенстве корпуса, куда входили 15 полков, и меня взяли на первенство Округа. Это было серьезным достижением. На тех соревнованиях я занял третье место, как сейчас помню, проиграл одному мастеру спорта по фамилии Обрезков, с которым я встретился в следующем году и взял реванш, заняв первое место.

Эта победа открыла мне дорогу на Чемпионат Вооруженных сил, который был в то время не менее престижен, чем Олимпийские игры. Конкуренция на «Вооруженке» была столь высока, что некоторые обладатели Олимпийского золота не могли никак стать первыми на Чемпионате военнослужащих. Но я поехал туда не как борец-вольник, а как самбист. И, опять-таки, со второй попытки выиграл турнир. После на «Вооруженке» я выступал в греко-римской борьбе, где тоже взял первое место. В итоге я решил попробовать свои силы и в вольной борьбе – в итоге, к двум золотым медалям по самбо и греко-римской борьбе, я добавил золото по вольной борьбе. И по всем трем видам спорта я получил мастера спорта.

– У вас была яркая спортивная карьера, но как тренер вы достигли еще больших высот. Как вам это удалось?

Любое дело, которым ты занимаешься, нужно полюбить. Если ты не получаешь удовольствие от того, что делаешь, то не стоит тратить на это время. А борьба для меня была частью жизни.

На ковре нужно жить. Заниматься вместе со спортсменами 24 часа в сутки. Только тогда приходит результат. И пусть даже твой ученик не сверхталантлив, упорство творит с людьми чудеса.

Очень важно найти контакт со спортсменом. Каждый человек индивидуален, а значит, к каждому нужен свой подход. Мелочей быть не может. Каждый нюанс может иметь решающее значение. А каждое слово – стать мощным зарядом на победу.
К тому же, к любому вопросу нужно подходить профессионально. Поэтому, когда в 1961 году мне предложили поступить в Высшую школу тренеров в Санкт Петербурге, я сразу согласился.

Ну, и, пожалуй, самое главное, стать для каждого авторитетом и примером. Без этого ничего не получится. Ученик должен доверять тебе, как родному отцу. Он должен быть открыт тренеру, а открыть его – задача тех, кто делает его чемпионом. Другими словами, тренер и ученик должны стать лучшими друзьями. Только так и никак иначе.

– Когда на важных соревнованиях борются ваши воспитанники, а на кону выход в финал или золотая награда, но расклад не в их пользу, о чем вы думаете?

О чем я думаю?! Мне просто хочется выскочить на ковер и бросить соперника или провести какой-нибудь яркий прием (смеется). Ведь его победа, как и поражения, в равной степени, и мои достижения и провалы.

Ты стоишь у края мата и понимаешь, что ты с ним отрабатывал этот прием 1000 раз, что на тренировках он делал этот бросок с закрытыми глазами – а тут стоит, и не делает ничего. Именно в этот момент бывает желание завершить схватку вместо ученика.

В такой ситуации во время перерыва надо найти нужные слова, разозлить его, чтобы он вышел и положил противника на лопатки. Знаете, чаще всего мне это удается. В голове спортсмена должна быть только победа – все остальные мысли – это трусость!

Борис Сиукаев с Председателем Сочинской осетинской общины Анатолием Маргиевым

– А какая победа для вас была самой важной?

Наверное, это все-таки тренерская победа, когда после провальной для представителей Вооруженных сил СССР Олимпиады-1980, я возглавил ЦСКА. К этому времени яркая плеяда борцов ушла… И я, можно сказать, начал создавать новую команду с нуля.
Так, собрав всю волю и знания в кулак, уже через год после того, как в 1981 году стал главным тренером ЦСКА всего Советского Союза – я выиграл первенство страны, а еще через год я поставил рекорд, побить который не удалось никому: из 10 весовых категорий мои спортсмены взяли 7 золотых наград. Это было невероятно. До сих пор помню… Ведь в борьбе, как и в жизни, каждый раз нужно преодолевать себя, доказывая всем, что невозможное возможно».

– А на кого равнялись вы, когда выходили на ковер? Кто был вашим кумиром и кого вы считаете самым ярким борцом?

Не задумываясь, отвечу – Алимбек Бестаев. Такого борца не было и не будет. Это был спортсмен, который поднял планку на недосягаемую высоту. Это был яркий человек, покоривший весь мир. И со мной, убежден, согласятся многие, кто хоть что-то понимает в этом виде спорта.
Обиднее всего, что в его память не проводят турниров и первенств. Для меня на сегодня это самая большая мечта, чтобы осетины организовали такое первенство, которое бы проходило каждый год. Ведь Алимбек заслужил это!

– Часто многие борцы и спортивные функционеры говорят о «борцовском братстве». Есть ли оно на самом деле?

Раньше так было… Сегодня это больше похоже на красивую легенду. Да, конечно, отношения между борцами куда теплее, чем между спортсменами в других видах спорта. И борцы узнают друг друга по очень важной особенности, которая выделяет их из любой толпы – поломанные уши (смеется).
Этого братства уже нет. Люди сильно поменялись. С каждым годом все меньше и меньше надежных людей. Больно признавать, но какими-то завистливыми стали спортсмены, да и люди в целом. Черствеем мы друг к другу. Это и к нам, осетинам, относится, которые для меня дороже и лучше всех. Да, я об этом всегда и везде говорю, мы, осетины, очень добрый и отзывчивый народ. Таких я больше нигде в мире не встречал. Я всегда вот на что внимание обращаю, когда за столом сидишь, и гость у тебя, то ты из общей тарелки, где мясо лежит, гостю лучший кусок отбираешь и на его тарелку кладешь. И так во всем.

Борис Сиукаев с заведующим кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины Первого МГМУ им.И.М.Сеченова Евгением Ачкасовым и Олимпийским чемпионом Александром Иваницким

– Что сегодня мешает развитию спорта и борьбе в частности?

К сожалению, спорт стал бизнесом. А вместе с этим понизилась дисциплина. Еще одна проблема – тренеры. Их уже не учат, не готовят. Не имея соответствующих знаний – они просто губят детей. Большинство сегодняшних тренеров – не готовы. Что ты можешь дать младшему, если сам ничего не знаешь?
Сегодня вольную борьбу, как вид спорта, забросили, как будто уровень, достигнутый в прошлом, сам себя будет поддерживать. Но так не бывает. Каждый день надо самосовершенствоваться, проводить работу над ошибками и ставить перед собой новые задачи.
А сегодняшняя неграмотная политика в области спорта заставляет многих покидать Россию и выступать за другие сборные, становясь соперниками наших борцов.

– Борис Георгиевич, вам уже 76 лет. Но кто знает вас, разводит руками и удивляется вашей неиссякаемой энергии. В чем секрет?

Мне посчастливилось родиться осетином, которые отличаются своей природной силой и долголетием.
Но главное, это мысли – они только о добре и созидании. Я всегда говорю себе: «Борис, ты должен быть достоин своих предков до последнего своего дня!»
Главное для меня – это мой народ. Каждый из нас должен помогать ближнему, если это в его силах. Добрые дела продлевают жизнь и приносят радость. Это уже как хобби – я люблю помогать. И отказывать человеку, если он к тебе обратился, а в твоих силах ему помочь – нельзя. Это и есть эликсир молодости, который придает мне сил.

– А что для вас в жизни было самое страшное?

Трудностей было много в жизни. Я потерял сына, жену, которая не смогла пережить смерть ребенка… Но самым страшным в жизни стал август 2008… Я ночами не спал. Видеть, как уничтожают твой народ без боли в сердце – невозможно.
Но каждый раз я брал себя в руки и понимал, что я нужен своему народу, что я способен быть ему полезен. И я вновь шел вперед, посвящая себя другим.

– А приходилось ли в жизни применять свои спортивные навыки?

Частенько (смеется). То за девушку заступиться надо, то за честь свою постоять. Не хвастаюсь, но скажу честно, никогда побежденным не уходил. Всегда бил первым, когда понимал, что конфликт невозможно разрешить мирным путем. А чего ждать-то?

– Последняя Олимпиада, которая прошла в Лондоне принесла немало сюрпризов и разочарований. Боролись и ваши воспитанники, один из которых принес золото. Но за кого вы болели больше всего?

Да, я представитель России, но в первую очередь, я – осетин, а поэтому, больше всех болел за Артура Таймазова.
Он ради своего народа совершил подвиг! Он при жизни стал легендой! Осетия может им гордиться, и обязана носить его на руках. Он теперь такой один. Ему памятник надо поставить, прям на въезде во Владикавказ, и в его установке должен принять участие каждый осетин.

– Мало того, что осетины могут похвастаться самым титулованным борцом-вольником, у нас еще есть 10 олимпийских чемпионов по борьбе, трое из которых дважды становились лучшими главного спортивного соревнования четырехлетия. Почему до сих пор Южную Осетию не принимают в ряды FILA (Международная федерация спортивной борьбы)? И увидим ли мы когда-нибудь осетинский флаг на Олимпиаде, поднимающийся под звуки осетинского гимна?

Я уверен, что так и будет. Не знаю, застану ли я этот счастливый момент, но иначе быть не может. Мир признал наше мастерство, скоро это признание коснется и спортивных федераций. Более того, один из Олимпийских чемпионов – Вадим Богиев, родился в Цхинвале. Что же еще надо?
Но для того, чтобы мы могли требовать принять нас куда-либо, мы должны создать в Южной Осетии условия, для того, чтобы можно было учить тренеров, воспитывать спортсменов. А эта не простая работа, но очень нужная – нужная каждому из нас. И когда мы, осетины, поймем, что у нас одна цель, то у нас обязательно все получится.

Беседовал Давид ГАЗЗАЕВ
Член Совета Московской Осетинской общины
Эксперт Общественной палаты РФ

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск